Как сделать лодку из дерева?
При изготовлении лодки следует придерживать общих советов:
Не нужно экономить и жалеть материалы
Процесс не терпит спешки, так как важно тщательно проходится по разным местам.
Материалы стоит брать с запасом. Лишнее всегда можно убрать, отпилить, а вот если будет не хватать, то придется переделывать работу заново.
Во избежание трещин стоит делать отверстия для гроздей и шурупов при помощи дрели.
Не стоит брать дешевые материалы, чем качественнее будет лодка, тем длительнее она будет в строю.
Определение размеров лодки
Выбор размеров — один из основополагающих этапов. Габариты позволяют определить дальнейшую вместимость и вес плавательного средства.
Существует ряд рекомендованных размеров, желательно не сильно отклоняться от указанных цифр:
- Длина конструкции. В основном она находится в пределах 2-4 метра. Для одного человека рекомендованная длина 1,7-2,6 метра. Для двоих размер увеличивают до трех метров. Для троих человек — около 4 метров.
- Ширина. В среднем показатели находятся в пределе 1-1,5 метров. Чем больше будет ширина, тем устойчивее судно. Но большая ширина делает лодку менее поворотливой.
- Высота борта. Рекомендуется высота 45-50 см. Этот показатель каждый выбирает, исходя из своих потребностей.
Отметим! Предварительно установленные габариты позволяют вытачивать все необходимые детали. Специалисты рекомендуют перед началом работы сделать чертеж, который позволит более наглядно рассчитать все значения и заниматься сборкой. На чертеж наносятся главные размеры, а также габариты для более мелких деталей.
Подготовка материала
Строительство лодки проходит в два этапа. Первый шаг — работа с раскроем фанерного листа. Чертеж переносится на заготовку. Это можно выполнить при помощи компьютера или плоттера.
Выкройка распечатывается в реальном масштабе. Ножницами следует вырезать лекало из картона. Изображение переводится по контуру, предварительно под него следует положить лист фанеры.
Второй способ предполагает расчертить выкройку параллельными линиями и перенести на заготовку, учитывая увеличение. Все детали следует выпиливать при помощи лобзика на столе или верстаке.
Необходимые инструменты
Перед выполнением работы, следует найти удобное и большое помещение, например, гараж.
Если лодка собирается зимой, то в помещении должно быть тепло, обязательно отсутствие большой влажности, иначе фанера будет гнить.
Для изготовления лодки своими руками необходимы следующие инструменты:
- топор, молоток, лобзик, пила;
- отвертка, стамеска, шурупы;
- краска и кисточки;
- шаблон;
- рубанок;
- калькулятор;
- шпатель и шуруповерт;
- степлер;
- шпаклевка;
- рулетка;
- листы фанеры, брусья;
- стеклоткань;
- клей;
- оцинковка;
- уголки и пластины.
Балластная цистерна
Обычно это самая сложная часть подводной лодки. Но мы сделаем ее просто – воспользуемся микронасосом. Точнее перистальтическим микронасосом – он сам держит давление и не требует дополнительных клапанов. Сам насос способен развивать давление в 1 атмосферу, это значит он сможет прокачать цистерну на глубине до 10 метров. Управляется насос так же как обычным электромотором – регулятор хода или серва с микро-переключателями.
Есть вариант наполнять резиновый шарик, но он может лопнуть. Воспользуемся шприцом на 150 мл, называется шприц-Жане. Насос сам двигает поршень. Позже можно повесить датчики и контролировать объем поступившей воды.
Оригинальная силиконовая трубка в насосе 2.54мм, поменял на 46мм. В итоге пропускная способность увеличилась в 1.5 раза. Мотор расчитан на 6 вольт, подаю 12. Мотор немного нагревается, но не критично. Итоговая скорость 100мл за 20 сек.
Процесс изготовления
Условно процесс изготовления содержит следующие этапы:
- перенос чертежа на шаблоны;
- вычерчивание шпангоутов, перенос на дерево;
- выкладка киля;
- установка форштевня;
- крепление шпангоутов;
- закрепление ахтерштевня или транцевой доски (для моторных лодок).
- обшивка днища фанерой;
- обшивка бортов;
- проклейка стыков листов, стрингеров;
- шпаклевка, покраска корпуса.
Корпус лодки
Остов лодки, его корпус собирается из готовых деталей, при этом сам процесс требует аккуратности подгонки всех элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Крепление шпангоутов к килю проводится сначала временно, а после окончательной проверки окончательно с таким расчетом, чтобы во время установки обшивки, когда корпус переворачивается килем вверх, все элементы были надежно закреплены.
Строим внутренний контур футоксов
Жесткость бортов во много зависит от того насколько прочно закреплены они на футоксах, и как сами футоксы могут обеспечивать жесткость конструкции. Конструктивно, шпангоут лодки состоит их трех основных частей – флортимберса и двух футоксов.
Флортимберс – часть шпангоута являющаяся основанием для крепления днища и прикрепляемая к килю судна. Футоксы – это боковые части на которые крепятся борта. Место соединения флортимберса и футоксов делается немного шире, от такого решения выигрывает прочность конструкции. Такое решение необходимо, прежде всего для судов, предназначенных для установки двигателя, чтобы обеспечить запас прочности.
Материал для форштевня
Сложная форма форштевня должна обеспечивать не только отличную форму, но и прочность, ведь нос судна испытывает дополнительные нагрузки при движении. Лучшим материалом для форштевня является дуб, можно использовать и вяз как очень прочную породу дерева.
Наилучшим вариантом может быть элемент имеющий естественный изгиб, но если такового нет, можно использовать и деталь, собранную из нескольких частей, склеенных по продольной оси лодки или поперек. Технология изготовления проста сначала проводится изготовление элемента по форме корпуса, а потом обтачиваются кромки для плотного прилегания бортов.
Делаем киль
Киль в такой модели плавательного средства является самой простой конструкцией – это обычная доска толщиной 25-30 мм, длиной 3,5 метра.
Транец
В различных моделях транец делается для крепления мотора. Транцевая доска или транец собирается из доски толщиной 25 мм, или многослойной фанеры, усиленной сверху бруском. Такое усиление позволяет более прочно зажимать струбцину крепления двигателя.
Каркас лодки
Последовательность сборки каркаса:
- выкладка киля;
- установка штевней;
- разметка по килю мест установки шпангоутов;
- установка шпангоутов;
- соединение шпангоутов, штевней и транца бортовыми досками;
- проверка геометрии, окончательное закрепление деталей.
- Места соединения деталей перед креплением рекомендуется обработать водоотталкивающим составом или пропитать олифой.
Обшивка лодки фанерой
По вырезанным шаблонам выпиливаются из листов фанеры детали днища и бортов.
Далее:
- каркас переворачивают вверх килем;
- наружные поверхности киля и шпангоутов зачищают, делают поверхность идеально ровной;
- места соединения киля, шпангоутов, стрингеров промазывают клеем;
- укладывают детали днища, фиксируют с помощью степлера, а далее пробивают гвоздями;
- бортовые элементы сначала примеряют, а потом по аналогии с днищем проклеивают и прибивают гвоздями, с таким условием, чтобы не было зазора между полотном днища и бортов.
- При установке полотен, необходимо следить, чтобы волокна наружного слоя шпона были направлены вдоль корпуса не поперек.
Клеевые работы
Клеевые работы, проводимые на разных этапах постройки судна связаны с созданием прочного соединения склеиваемых деталей, заполнения полостей между деталями.
При работах по обшивке корпуса полотна приклеиваются к килю и шпангоутам, а после закрепления гвоздями, дополнительно клей применяется для заделывания полостей в местах прилегания полотен фанеры.
Для улучшения защиты фанерной обшивки от воздействия воды поверх фанеры приклеивается стеклоткань. Такое решение позволяет существенно продлить ресурс лодки. Ткань равномерно разглаживается по поверхности, при этом не допускается оставление складок ткани и воздушных пузырей. Приклеивание происходит от киля к бортовым доскам.
Покраска
После полного высыхания ткани проводится шпаклевка поверхности и последующая покраска. Для шпаклевки рекомендуются современные готовые шпаклевочные смеси на синтетической основе. Покраска может проходить в два этапа – грунтовка и покраска краской, или покрытие двумя слоями краски.
Основные достоинства создаваемой лодки
Почему же именно лодка из данного материала стала такой популярной? Потому, что именно фанера является доступной для каждого, если сравнивать стройматериалы. Да и ее технические характеристики позволяют находиться на борту одновременно 2 – 3 людям.
Еще одним плюсом является ее универсальность. Помимо весел ее можно оборудовать лодочным мотором или даже парусом, как показано на фото ниже.
К неоспоримым плюсам фанеры, помимо стоимости и доступности, можно отнести и ее прочность. Такого уровня прочности вполне достаточно для строительства надежного плавательного средства небольших размеров. Стоить отметить, что богатые яхты также изобилуют деталями из этого стройматериала.
С фанерой легко и просто работать, поскольку она хорошо поддается обработке различными ручными или электрическими инструментами. Да и придать форму будет проще простого.
Еще статья: Как сделать лизун своими руками.
Делая вариант под мотор, можно достигнуть довольно неплохой скорости, сохраняя хорошие ходовые показатели. Да и в соревновании с надувными моделями лодки из фанеры намного их опережают.
Моторная лодка из фанеры
Изготовление деревянной плоскодонки
Как сделать лодку своими руками надежной, крепкой, непотопляемой? Ответ один: все этапы требуют четкого выполнения, так как спешка, любые недочеты, традиционная русская надежда «на авось» противопоказаны
Внимание даже к «мелким мелочам» — необходимое условие
Изготовление бортов
- Сначала согласно чертежу выпиливают все заготовки. Детали, включая борта, обрабатывают напильником, а затем наждачной бумагой. Пропитывают антисептиком.
- С одной стороны досок-бортов делают запил под углом 15-30°, потом с концов снимают фаску, чтобы обеспечить идеальное (без зазоров) прилегание заготовок в носовой части.
- Треугольным брусом фиксируют нос лодки, прикрепляя его гвоздями либо саморезами к стыку досок с внутренней стороны после идеальной подгонки. Края соприкасающихся деталей сначала пропитывают антисептиком, затем смазывают клеем (смолой).
- Зовут ассистента и придают бортам лодки нужную форму, используя паракорд или его замену. Шнуром обвязывают борта, заранее установив между ними распорки такой же ширины, как у будущей лодки. Затем веревку затягивают.
- Крепят транец (задний элемент лодки — плоская кормовая часть). С бортами его соединяют с помощью клея (смолы) и саморезов (гвоздей).
Создание и фиксация днища
Дно делают из дерева (лучше найти широкую массивную доску), водостойкой фанеры (ФСФ, 12 мм) либо из листового металла.
- Если используют металлический лист, то деталь вырезают таким образом, чтобы ее размеры превосходили днище на несколько сантиметров. Они нужны для крепления к донной части бортов. Так как протечки здесь самая большая угроза, все стыки щедро промазывают клеем либо смолой, используют паклю. Края металла загибают с помощью молотка. Саморезы сажают с шагом 15-20 мм по всему периметру лодки.
- Если найдена деревянная доска (фанера), то из материала вырезают элемент нужной формы, а затем действуют таким же образом — обрабатывают клеем или смолой, используют паклю и крепеж.
Завершающая обработка материала
Теперь элементы лодки снова щедро обрабатывают антисептиком, ликвидируют все потенциальные зазоры с помощью пакли либо герметика. Затем дважды грунтуют, наносят краску в несколько слоев, каждому из них дают время на просушку.
Потом покрывают судно лаком, также 2-3 слоями. Последний этап — установка скамеек-банок, монтаж треугольников для кормы, их обрабатывают — грунтуют и красят (лакируют) — отдельно. На этом изготовление лодки-плоскодонки считают законченным.
Проверка водонепроницаемости лодки
Эта операция необходима, чтобы удостовериться в надежности судна перед его первым большим плаванием. Способов сделать это есть несколько, но лучше проводить комплексный тест.
- Проверка на месте строительства. Для того чтобы убедиться в качестве работы, лодку переворачивают вверх днищем, устанавливают на длинную скамью либо на несколько табуреток. Затем на нее выливают большое количество воды из шланга. Рекомендуемая длительность этого тестирования — 5-10 минут. Лодку переворачивают и осматривают на предмет протечек.
- Испытание мини-корабля большой водой. Если самодельная плоскодонка не показала себя дырявым корытом на «верфи», то ее сначала отправляют в свободное плавание на небольшую глубину. Когда первые водные испытания проходят успешно в течение 30 минут, значит, судно готово к любому водоему.
Несколько советов
Они могут пригодиться тем, кто не любит допускать в работе ошибок, которые всегда требуют дополнительных усилий для их исправления. А поэтому некоторые рекомендации можно (и нужно) заранее «намотать на ус»:
- при изготовлении самодельной лодки лучше не экономить на качестве материалов, так как лучшая древесина — синоним долгожительства будущего собственного плавсредства;
- все заготовки советуют вырезать с небольшим запасом, потому что гораздо легче отрезать излишки, в противном случае придется вырезать новый элемент;
- герметик, клей, смола или пакля — то, что требуется приобрести с большим запасом, особенно важны стыки бортов с днищем;
- во всех деревянных деталях для крепежа нужно заранее просверливать отверстия несколько меньшего диаметра, чем у гвоздей либо саморезов, цель — предотвращение возможного растрескивания материала.
Первая склейка
Если удалось достать листовую фанеру, которая по длине соответствует размерам будущей лодки – это хорошо. Но если в наличие обычные листы 1,5-1,5 метра – придётся их склеить. Самый лучший способ – склейка на «ус».
Склейка на «ус» — самое прочное соединение фанерных листов
От края листа отступается расстояние, равное 10-12 толщин листа, и рубанком стачивается под углом. После этого нужно пройтись шлифмашинкой и такие же операции проделать со вторым листом. Очищенные и обезжиренные поверхности намазываются клеем, аккуратно соединяются и скрепляются струбцинами. Так как струбцины можно поставить только по краям, в центр необходимо положить груз. После высыхания клея струбцины можно снять, но дать изделию вылежаться ещё не менее суток.
Особенности материала
Пенопласт является довольно универсальным материалом для изготовления различных DIY проектов
Полимер, из которого изготовлен пенопласт, имеет вид вспененной массы. Благодаря этому между его частицами находится много воздуха, который позволяет материалу не тонуть в воде. Кроме этого, пенопласт обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, малым весом, высокой плавучестью из-за большой площади материала и легковесности. Пенопласт по стоимости доступен каждому, а также легко обрабатывается инструментом и хорошо склеивается. Но, этот материал легко разрушается, поэтому его нельзя сгибать и придавать ему сложные формы. Поэтому для придания прочности самодельной лодки, ее корпус изготавливается не из сплошного пенопласта, а из сэндвич-обшивки, состоящей из слоя пенопласта со стекломатом. Технология сэндвича заключается в том, что между двумя слоями принимающего на себя основную нагрузку, материала, находится разделительный слой из более легкого материала. Таким образом, два слоя стеклоткани разделены пенопластом.
Можно использовать обычный экструдированный полистирол без стеклоткани, но такая самодельная лодка из пенопласта потребует обшивки из фанеры или другого защитного материала с внешней стороны, например, пленки или брезента.
Процесс сборки каркаса
После подготовки всех частей для лодки, приступаем к непосредственному процессу сборки лодки из оцинковки и досок своими руками. Для этого надо произвести следующие действия:
- В носовой части необходимо объединить два борта и треугольную заготовку для носовой части. В качестве соединительных элементов можно применить гвозди или саморезы. Если брусок выступает над бортами, то его нужно подпилить в один уровень.
- Следующим действием будет – установка временной распорки. К этому процессу надо подходить аккуратно. Чтобы при загибании борта не лопнули, распорка запиливается под не слишком большим углом.
- После установки распорки необходимо загнуть борта дальше. Для фиксации подойдет веревка или пара помощников.
- Подставляем заднюю часть, подгоняем, снимаем необходимую фаску. Подгонять надо хорошо, чтобы не оставлять зазоров. Все должно прилегать плотно.
- Закончив подгонку, сколачиваем борта и отпиливаем все выступы.
- После того как борта собраны, устанавливаем постоянные распорки при этом временную убираем. Какое количество деталей установить, зависит от предпочтений хозяина.
Перед тем как скреплять деревянные части гвоздями или саморезами, стоит предварительно просверлить сверлом отверстия. Такой способ предотвращает растрескивание досок.
Завершительным этапом сборки деревянной конструкции, будет снятие фаски на нижних частях бортов, распорках и покрытием защитного слоя антисептика.
Компоновка
Лодка имеет размеры 60см длина и 7,5см диаметр. Внутренний диаметр 71мм. Заглушки заходят на 2.5см каждая.
Внутри корпус поделен на “отсеки”.
- 1 – аккумулятор и приемник
- 2 – цистерна
- 3 – насос
- 4 – сервы и регуляторы хода
- 5 – главный мотор
Цистерна должна находиться по середине, чтобы лодка погружалась горизонтально (не было дифферента).
Элеметны крепления изготовлены из листового пористого ПВХ толщиной 5мм. Затем они стягиваются на железных шпильках, расположенных вдоль корпуса. Заднюю заглушку тоже следует закрепить на шпильках, чтобы обеспечить жесткоть узла с мотором и тягами рулей.
Изначально для управления мотором и насосом использовались регуляторы хода. Но реверс у них на много медленнее прямого вращения, что не удобно для насоса. Во время испытания я не ставил отдельную схему питания UBEC и использовал встроенный BEC на 1 ампер. Т.к. мне пришла бракованная серва, которая заклинивала, в этот момент ток подскакивал и палил весь регулятор.
Так же стоит поставить модули Fail-safe на каналы насоса и двигателя. Двигатель настраивается на выключение, а насос на продувку цистерны.
Все чертежи на отдельной странице.
Разновидности металлических лодок
По способу изготовления изделия подразделяются на:
- клепаные;
- цельнометаллические (сварные).
Клепаные модели просто транспортировать и ремонтировать, т.к. не требуется сварочный аппарат. Однако необходимо учитывать их невысокую герметичность, а также необходимость покрывать поверхность защитными составами. Зимой плавсредства хранятся в помещениях, укрытыми от осадков.
Изделия сварные — прочные, долговечные, устойчивые к деформированию в результате механических воздействий. Модели отличаются большим весом, при ремонте требуют сложных работ по демонтажу элементов.
Плавсредства подразделяются на:
Одноконсольные изделия малогабаритны, компактны, оптимальны для рыбной ловли в спокойных реках, озерах. Длина достигает 4,55 м.
Двухконсольные лодки из алюминия более вместительные, их длина превышает 5 м. Плавсредства подходят для установки мощных моторов.
Двигатели могут быть стационарными либо подвесными.
Модели со станционарными моторами более вместительные, предназначены для дальних поездок.
Подвесные двигатели устанавливаются в компактные плавсредства, подходят для разнопланового использования в реках со спокойным течением.
Кораблики в других техниках
Симпатичную игрушку в ярких летних тонах можно сделать из разноцветного картона. Для каркаса надо вырезать две синие полоски, разделить их на три части и согнуть в этих местах. Склеить концы полосок вместе, чтобы получились нос и корма. Из синего же картона вырезается часть палубы в виде прямоугольника, края которого сгибаются и приклеиваются между полосками каркаса.
Из жёлтой бумаги надо вырезать два прямоугольника разного размера для парусов, сделать в них небольшие отверстия и вставить через них деревянную шпажку-мачту. Далее проделать отверстие в палубе и вставить туда мачту. Из красной бумаги вырезать развевающийся флаг и приклеить его на мачту. Иллюминаторы и другие детали можно дорисовать фломастером, а на палубе разместить игрушечные фигурки моряков или пиратов.
Также множество идей бумажных корабликов можно реализовать в аппликации, используя в качестве модели, например, древнюю восточную головоломку «Танграм» или различные мозаичные узоры.
Дети могут освоить самые разные способы создания игрушечных корабликов. Сегодня нет недостатка в обучающих материалах, схемах и инструкциях
А внимание взрослых к этому занятию сделает его ещё более увлекательным
Отделка внутренней части корпуса лодки и изготовление весел
Внутреннюю часть лодки нужно также прогрунтовать горячей олифой, после чего окрасить. Учитывая то, что под слоем краски будут находиться парусиновые полосы, прикрывшие собой обшивочные бортовые и кормовые швы, лучше нанести три-четыре слоя краски.
После отделки верхней и внутренней частей корпуса нужно прикрепить шурупами по два бруска к верхним внутренним сторонам шпангоутов. На каждые две пары следует уложить на саморезах две широкие баночные доски для сидения гребца и пассажира. Их тоже нужно будет прогрунтовать и покрыть бесцветным лаком.
Теперь самое время изготовить весла для уже практически готовой лодки. Делать их нужно из обточенных на токарном станке брусков длиной 1,5-2 метра.
Важно, чтобы они умещались на днище лодки, если она будет двигаться по воде при помощи подвесного мотора. В прорези, сделанные циркулярной пилой, нужно будет вставить плоские прямоугольные лопасти – по одной на каждое из двух весел
В случае если мотор откажет, весла «спасут положение» и рыбалка успешно продолжится.
Завершающим элементом отделки корпуса самодельной деревянной лодки может стать нанесение краской букв названия на борта.
Изготовленная своими руками лодка из дерева станет прекрасным подспорьем любому отдыху на воде!
Покупка лодки – дело достаточно затратное. Именно поэтому многие задаются вопросом о том, как сделать самостоятельно свое маленькое и надежное судно. Процесс создания лодки не такой уж сложный, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее он достаточно кропотлив и требует большого внимания к деталям.
Первым и самым важным этапом является определение, из чего будет сделано судно. Вариантов не так много, давайте их рассмотрим:
- Ткань на основе резины. Конечный итог – надувная лодка.
- Пластик.
- Сталь.
- Дерево.
- Фанера.
Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые сразу бросаются в глаза. Но сейчас речь пойдет о лодке, сделанной из дерева.
Определившись с материалом можно переходить к следующим стадиям планирования и подготовки.
Каким качествам должна обладать деревянная лодка рыбака, которые нужно обеспечить
Сразу замечу, что рыбалка — не единственная задача иметь плоскодонку под рукой. В теплую летнюю погоду можно просто заехать на середину озера, спрыгнуть в воду, поплавать, охладиться и залезть назад через корму.
С наступлением грибного сезона на островах начинается тихая охота. А это увлечение для всей семьи: собрались, поехали и получили массу положительных эмоций.
Даже просто так сесть за весла, погрести полчаса-час на тихой воде и свежем воздухе —приятная прогулка, полезная для здоровья. Детям и взрослым настолько нравятся подобные поездки, что они становятся постоянным ритуалом.
Однако лодка для всех этих целей должна отвечать следующим требованиям:
- быть прочной, надежно выдерживать физические нагрузки при перевозке различных категорий людей, особенно детей и пожилых, не умеющих плавать;
- иметь хорошую устойчивость при сильной качке, когда приходится выгребать по большой боковой волне, создаваемой сильным осенним ветром;
- не протекать из щелей и стыков между досками;
- обладать хорошей плавучестью, легкостью хода, требующей низких мускульных усилий при преодолении больших расстояний;
- совмещать возможность установки простого лодочного мотора и греблю веслами;
- длительно сохранять перечисленные рабочие характеристики не менее 10 лет.
Как оптимально реализовать все эти шесть условий своими руками я объясняю дальше по тексту.
Подготовка
Подготовленная древесина заносится в сухое помещение и укладывается на ровную поверхность. Затем сверху устанавливается небольшой груз во избежание перекосов. В таком положении доска пролежит год.
Обшивка корпуса лодки листовым металлом
После выдержки положенного времени для подготовки материала при постройке лодки, приступаем к следующим этапам приготовления:
- Производим замер длины бортов, оставляя небольшой запас, и запиливаем, сохраняя угол в 45 градусов. Местом запила будет носовая часть лодки. Далее берется рубанок и стругается доска по всей длине с обеих сторон, на местах запила снимается фаска, для того чтобы плотно подогнать части друг к другу. После проведения подготовительных работ, необходимо все места запилов покрыть антисептиком.
- Далее необходимо изготовить треугольный брусок для скрепления носа судна. Длина заготовки должна быть в полтора раза больше ширины борта. Брусок стругается и покрывается антисептиком.
- Для изготовления задней части, понадобится более широкая доска, желательно пятидесятка. Не стоит забывать о небольших запасах после отпиливания.
Интересные варианты самодельных корабликов
Простой кораблик
Простой кораблик смогут сделать дети в возрасте уже 3-4 лет. Квадратный лист бумаги складывают по диагонали, затем ещё раз. Примерно в середине нижней линии получившегося треугольника отмечают точку-ориентир. От этой точки вверх отгибают небольшой треугольник, тщательно разглаживая сгибы. Намечают примерную линию борта, сгибают и выворачивают бортики с обеих сторон. Если кораблик делается из однотонной бумаги, его можно раскрасить карандашами или фломастерами.
Классический кораблик
Классический вид знаком многим с детства. Прямоугольный лист необходимо сложить пополам и на сгибе отметить середину. Согнуть боковые стороны к середине. Прямоугольная часть снизу загибается наверх, заготовка переворачивается, и действие повторяется.
Углы, образовавшиеся сбоку, заводятся за основу заготовки по обеим сторонам – сначала верхние, затем нижние. Если нужен бумажный головной убор, то на этом этапе можно остановиться. А если всё-таки делается кораблик, то необходимо расправить заготовку в форме квадрата, соединив противоположные углы, и нижний угол верхнего слоя завернуть наверх, затем перевернуть и повторить. Снова расправить заготовку и сложить квадратом
Осторожно потянуть верхние углы в стороны
Простой парусник
Парусник можно сделать из квадратного листа, который складывается пополам по горизонтали и по вертикали. Верх и низ заготовки сгибаются к середине. Далее к ней же загибаются боковые части. Верхний уголок с правой стороны надо расправить, заглаживая его нижнюю диагональную складку. Таким же образом расправить остальные углы. Дальше необходимо потянуть половинки заготовки – правую к себе, левую от себя. Выступивший нижний угол завернуть направо. Капелькой клея соединить борта в носовой части.
Цветной парусник
Цветной парусник делается из бело-голубой односторонней бумаги. Квадратный лист складывается пополам по горизонтали и вертикали. Заготовка переворачивается другой стороной и складывается по диагоналям. По белой стороне два противоположных угла загибаются к центру.
Для формирования парусов надо согнуть заготовку так, чтобы сверху получился белый треугольник, расположенный вертикально. Повторить с другой стороны. Чтобы уменьшить один из парусов, нужно отогнуть его вниз, а затем снова вверх, оставив небольшую складку, которая заправляется внутрь. Нижняя часть парусника загибается на обратную сторону, а с лицевой стороны поделка выглядит как голубой кораблик с белыми парусами.
Двухтрубный пароход
Такой пароход складывается из квадрата. Лист согнуть по диагоналям, чтобы обозначить центральную точку. Все четыре угла сгибаются к центру. Заготовка переворачивается, и действие повторяется. Поделка опять переворачивается, и углы снова загибаются к центру. В углах заготовки получаются кармашки, два из которых, в противоположных углах, надо раскрыть. Нераскрытые уголки растягиваются, и получается игрушка, которая будет не только хорошо смотреться на ровной поверхности, но и достаточно устойчиво вести себя на воде.
Шлюпка
Шлюпка имеет конструкцию посложнее, с ней смогут справиться дети школьного возраста. Квадратный лист бумаги складывается по диагоналям, отмечается центр заготовки. Верхняя и нижняя линии подгибаются к центру, чтобы получился прямоугольник.
Все четыре угла заготовки загибаются к середине. Далее два верхних и два нижних угла заворачиваются к середине (не забывайте как следует проглаживать сгибы пальцами или линейкой). Верхний и нижний углы получившегося ромба подводятся к центру заготовки, модель выворачивается и занимает своё место в бумажной флотилии.
Вариантов изготовления корабликов в технике оригами ещё много. Теплоходы, катамараны, моторные лодки, катера, джонки – для детей, которые заинтересовались освоением оригами, можно подбирать усложняющиеся схемы с пошаговыми инструкциями. Главное, чтобы процесс создания новой игрушки доставлял удовольствие ребёнку.
Конструкция рубки катера
При постройке рубки неоценимую помощь оказала статья «Постройка «шиворот-навыворот». Сначала был изготовлен легкий алюминиевый каркас, затем к нему изнутри крепилась ламинированная ценным шпоном дерева фанера, поверх которой напылялся слой пенополиуретана толщиной 50 мм. Пенополиуретан был подрезан и отшлифован для придания нужной формы, после этого его оклеили стеклопластиком на основе полиэфирной смолы «Норпол». Хотелось бы отметить, что работать с этим материалом, имеющим превосходные характеристики, просто.
Длина каюты — 3,5 м, высота в подволоке — 1,8 м, что позволяет взрослому человеку стоять в полный рост. Каюта отделана декоративным пластиком и ламинированной фанерой. В носовой ее части расположены спальные места для четырех человек (рис. 9).
|