Чем покрыть вагонку снаружи и внутри дома

Пошаговая инструкция

Качество покраски зависит от правильности подготовки поверхности.

Очистка панелей

Сначала панели очищаются от грязи содовым раствором. Для приготовления надо 5 л теплой воды и 0,15 кг соды. Ингредиенты смешиваются, полученным раствором нужно обработать вагонку. Чтобы краска лучше наносилась на поверхность, с неё лучше предварительно снять старое покрытие, особенно в местах, где есть сколы, отслоения и трещины. Чтобы ускорить очистку, старый слой сначала нагревается строительным феном, а затем удалятся шпателем.

Для очистки можно использовать растворители. Они наносятся на вагонку, которая через время затирается жёсткой щёткой, а после промывается.

Старая масляная краска снимается фольгой и утюгом. Фольга прикладывается к окрашенной поверхности, в течение 20 минут проглаживается утюгом, отслоившиеся куски снимаются шпателем. С очищенной вагонки удаляются следы плесени, потемневшие участки отбеливаются. Завершается чистка протиранием досок чистой ветошью. Повреждённые панели при необходимости заменяются.

Шлифовка

Чистая вагонка шлифуется пемзой или мелкой наждачкой. Для удобства обшивка визуально делится на несколько небольших квадратов, которые обрабатываются последовательно. Такой метод позволит отшлифовать полностью всю поверхность, не пропуская ни одного участка.

Шлифуют с равномерным нажимом на панели.

Грунтование вагонки

Отшлифованные доски протираются от пыли. Кистью или пульверизатором на них наносится грунт. Особенно скрупулёзно грунтуются стыки. Грунтуют в один слой. Часто грунтование делают той же смесью, которой будут красить.

Покраска

Красят кистью или краскораспылителем. Основная поверхность обрабатывается средней кистью, труднодоступные места – узкой. Для прочности и долговечности покрытия слой краски должен быть минимальной толщины, но наносить его необходимо 2-3 раза по инструкции:

  • краска тщательно размешивается, отливается в небольшую пластиковую тару;
  • кисточка обмакивается до середины ворса;
  • инструмент прикладывается к вагонке, ведётся вдоль ровными мазками;
  • все мазки делаются в одном направлении, без прикосновения к уже обработанным участкам;
  • в проёмах и углах промазывают узкой кисточкой.

Покраска вагонки под беленый дуб

Для получения эффекта выбеленного дуба (когда окрашивают в белый цвет, но остаются видны прожилки) есть ряд способов:

применяют тонировку (морилку), у производителей они есть, в их названии обычно упоминается «иней», «беленый дуб»

Важно – нельзя наносить много средства! Если перебрать, то поверхность начнет шелушиться. Для получения результата наносят в несколько очень тонких слоев и после каждого вагонка высыхает;
масло с воском с тем же названием – эффект зависит от вашего желания

Можно в два слоя – получится непрозрачное покрытие или в один, с тщательной затиркой, тогда возможно проявление текстуры;
полиуретановый пигментный грунт (в названии «белый», «выбеленный»), для получения полупрозрачного слоя, в состав добавляется в большом количестве разбавитель, в некоторых случаях его часть может доходить до 80-100% от всего объема – главный недостаток – желтеет со временем;
пигментный акриловый грунт, его так же разбавляют до 80-100%, хорошо сохраняет свой цвет, но значительно дороже полиуретанового.

На каком средстве остановить выбор – сказать сложно. Лучший способ решить – покрасить несколько экземпляров разными средствами и сравнить. Только нужно помнить, что и порода дерева имеет значение в итоговом результате.

Обзор известных производителей красок для потолка, читайте здесь.

Что такое дубовая вагонка штиль

Вагонка штиль из дуба — это узкая профильная деревянная доска, снабженная системой замкового крепления. С двух противоположных сторон по длине каждой доски расположены два элемента: гребень и паз. При точном соблюдении условий посадки гребня в паз получается абсолютно ровная, с идеальной геометрией обшивочная поверхность с плотным прилеганием элементов друг к другу.

Если вы решили купить вагонку из дуба — это выгодная покупка и  долговременное инвестирование средств. Не стоит заниматься самодеятельностью, работу с элитным (дубовым) отделочным материалом рекомендуется доверять только опытным специалистам, знающим как правильно обрабатывать и крепить вагонку из обычного и беленого дуба.

Характерные особенности

Испокон веков дубовая древесина считается образцом особой прочности по сравнению с другими породами деревьев. Популярность вагонки из дуба растет с каждым годом. Этот сорт древесины отличается высокой прочностью и устойчивостью к гниению. Красивая текстура, интересный цвет и легкая обработка являются несомненными достоинствами материала, который можно подвергать морению и травлению.

Древесина дуба — это единственный в своем роде материал, который со временем становится только ценнее. Весьма популярным покрытием для пола считается массивная доска дуб. Оно долговечно и идеально смотрится на полу. Этот отделочный продукт можно использовать не только при строительстве или ремонте загородного дома, но и для придания более респектабельного внешнего вида офису или ресторану.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется в интерьерах стиля лофт.

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Почему темнеет вагонка?

Как показывает практика, потемнение поверхности вагонки – это достаточно распространенное явление. В большинстве случаев, причиной этому становится негативное влияние внешних факторов. Помимо всего прочего, потемнение может быть обусловлено неправильным хранением материала или его низким качеством.

Еще один немаловажный нюанс, который следует учитывать, заключается в том, что любая древесина, независимо от того, чем ее обрабатывали, со временем теряет свою привлекательность и начинает темнеть

Например, если обратить внимание на шалевку из кедра, то она очень боится резких перепадов температур, а также воздействия влаги

Потемнение

Что касается липы, она менее капризна, но, так или иначе, она тоже постепенно начинает изменять свой цвет на более темный. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении вагонки из сосны или лиственницы, о чем недвусмысленно говорят фото.

Восстановление вагонки при внешней отделке домов

Вопрос как обновить вагонку на фасаде дома наиболее сложный, ведь здесь необходимо учесть влияние внешних факторов, сокращающих период эксплуатации натурального дерева. Перед началом работы необходимо демонтировать все декоративные элементы и очистить поверхность от грязи, мелкого мусора и пыли.

Далее с подготовленной вагонки снимают старое покрытие, для этого можно воспользоваться абразивными материалами либо химическими растворителями. Очищенная поверхность проверяется на наличие трещин и механических повреждений, которые необходимо зашпаклевать.

Вагонка на фасаде подвержена не только влиянию солнца и воды, но и атаке насекомых. Для надежной защиты все планки и область их соединения пропитывают антисептическими растворами, а затем покрывают олифой и грунтовкой. После высыхания защитных покрытий поверхность шлифуют, обрабатывают спиртом и покрывают новым финишным покрытием.

Обновление вагонки внутри и снаружи помещений позволит восстановить почерневшую и деформировавшуюся отделку без необходимости демонтировать ее, и позволит изменить стиль оформления дома на любой желаемый.

Выбор краски для окрашивания

В большинстве случаев речь идет об окраске внутренних поверхностей, соответственно этому подбирают и тип краски – акриловая, водоэмульсионная или масляная (белила).

Преимущество акриловых красок заключается в их экологичности и сравнительной дешевизне. Масляные краски быстрее сохнут, но при этом выделяют специфический запах, не всегда приемлемый для окружающих. Водоэмульсионная краска при всей своей нетоксичности все же по долговечности покрытия уступает двум остальным типам. Поэтому применение краски определенного типа определяется конкретными условиями ее использования.

В последнее время для окраски вагонки активно применяются аквалаки, до того использовавшиеся преимущественно при окраске потолков. Преимущество аквалаков заключается в том, что они, одновременно с формированием цвета поверхности, образуют еще и грязеотталкивающий слой. Поэтому уход за панелями белого цвета, покрасить которые было решено аквалаком, будет гораздо менее трудоемким. Минус аквалаков – их высокая стоимость.

Необходимые инструменты

В зависимости от технологии нанесения краски список инструментов может меняться, но стандартный набор следующий:

  • малярный лоток;
  • ведро из пластмассы или оцинковки;
  • пемза;
  • чистые тряпки;
  • малярные инструменты (валик, кисть, краскопульт);
  • грунтовка;
  • шкурки разной зернистости, шлифмашины, лоскуты кожи для затирания;
  • щетка-браш;
  • средства защиты (очки, маска, перчатки).

Чем лучше наносить ЛКМ

Идеальным инструментом для нанесения является кисточка, которая имеет ровную, густую и плотную щетину.

Флейцевая кисть легко наносит любые лакокрасочные материалы, делает ровные финишные мазки.

  • Макловицей из-за её большого размера деревянные основания можно только грунтовать.
  • Лак хорошо наносится кисточкой с мягким ворсом, для нанесения масла, наоборот, нужен инструмент с жёсткой щетиной для равномерного нанесения плотной массы.
  • Форма кисточки должна быть прямоугольной с закруглёнными краями для упрощения покраски. Если куплена кисть низкого качества с растрёпанными ворсинками, их обрезают ножницами.
  • Кистью наносится жидкий состав на маленькой площади. Для больших используется валик.

Валики выпускаются разного размера и минимально впитывают покрасочный материал. Обычно валиком грунтуются стены, но при достаточном опыте можно наносить колерованное масло.


Чтобы пользоваться краскопультом надо обладать навыками. Воздушным аэрографом обрабатывается любая обшивка, но при этом в воздух поднимаются клубы капель красителя. Безвоздушная модель не загрязняет воздух, но подходит для покраски только прямых оснований. Оптимальны комбинированные аэрографы, но ими умеют пользоваться только специалисты. Также пульверизатор увеличивает расход краски.

В местах стыка досок вагонки с трубами красить удобно цегейковой рукавицей или поролоновой губкой.

При выборе инструмента учитывается размер поверхности, тип лакокрасочного материала и опыт работы с ним.

Как готовить вагонку к окрашиванию

Любая поверхностная покраска древесины ухудшает доступ к ней не только гнили и сырости, но также и воздуха. Поэтому на предварительном этапе необходимо позаботиться о защите вагонки от анаэробных бактерий. Возможных методов несколько:

  • высветление поверхности вагонки морилкой светлого цвета;
  • отбеливание при помощи разведенной основной краски (годится для водоэмульсионных составов);
  • обработка поверхности материала полупрозрачным антисептиком.

Наибольшая долговечность достигается в последнем случае, однако для непроблемных комнат вполне пригодны и остальные варианты.

Белый цвет позволяет зрительно расширить пространство

Антисептические пропитки

Одним из самых современных и функциональных способов обработки деревянной вагонки снаружи дома являются специальные пропитки. Они обладают свойствами останавливать размножение бактерий, что предотвращает гниль и появление синего оттенка древесины. Дополнительно пропитки обладают следующими свойствами:

  1. Характер воздействия состава на древесину не поверхностный, а объемный. Пропитки проникают вглубь вагонки на несколько миллиметров.
  2. Многие составы гарантируют защиту от ультрафиолета, что самым положительным образом сказывается на внешнем виде вагонки.
  3. Обеспечивается защита от проникновения или избыточной потери влаги, отделка снаружи здания не пересыхает и не отсыревает при большом количестве осадков.


Обработка антисептиком обязательна

В зависимости от выбранного типа пропитки, можно решить несколько задач. К примеру:

  1. Красить прозрачными или полупрозрачными составами стоит тогда, когда хочется сохранить изначальную структуру и рисунок древесины. Можно проявить натуральный цвет или изменить его в сторону другого, более интересного сорта дерева. Таким образом лучше сохраняется естественная красота материала и достигается художественный эффект.
  2. Непрозрачные покрытия, в свою очередь, полностью скроют недостатки поверхности, сохранив ее рельеф. Это отличный способ красить так, чтобы лучше скрыть явные разрушенные участки, замененные площади вагонки другой текстуры, замаскировать любые сучки и недостатки.
  3. Пропитки с антисептическими и тонировочными свойствами невероятно эффективны, но достаточно дороги. Вдобавок покраска такими средствами потребует большего количества состава из-за его впитывания в поверхность.

https://youtube.com/watch?v=1QqBoLpugNU

Почему в белый цвет?

Действительно, для покраски панелей в принципе можно принять краску любого цвета. Но белый цвет все же имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Подходит к любому стилевому и цветовому решению интерьера.
  2. Визуально делает помещение более «воздушным» и светлым (даже если дело касается комнаты, выходящей окнами на юг, белый цвет приемлем, поскольку не является по восприятию «теплым»).
  3. Повышает настроение, что особенно заметно, когда белым цветом окрашивают комнаты для детей и подростков.
  4. Для небольшой комнаты покраска ее в белый цвет – сравнительно простое средство зрительно увеличить ее размеры.

Естественно, найдутся и некоторые ограничения: прежде всего, они касаются необходимости значительно более тщательного ухода за окрашенными поверхностями. Но рассмотренная технология окраски учтет это обстоятельство.

Классификация неблагоприятных факторов и методов защиты

Более всего вагонка страдает от:

  • интенсивного солнечного излучения;
  • насекомых (для деревянного дома это в основном древоточцы);
  • грибков и плесени;
  • резких температурных колебаний (характерно в основном для прихожих).

Степень влияния этих факторов на материал различна. Например, если основное воздействие будет иметь ультрафиолет, то вагонку можно не обрабатывать вовсе, достаточно повесить на окнах комнат, выходящих на южную либо юго-восточную сторону, солнцезащитные темные плотные шторы.

Если дом деревянный, то высокая тепловая инерционность древесины способствует выравниванию температур в комнатах. Зимой же интенсивность солнечного излучения заметно ниже, поэтому первоначальный цвет вагонки не изменится. Правильно поступают те хозяева, которых совсем не интересует вопрос поверхностной защиты вагонки – если других опасных факторов нет, то стойкость отделки на десяток лет гарантированно обеспечится.

Для остальных опасностей шторами не обойтись, и следует выбрать наиболее эффективный способ получения крашеной вагонки деревянного дома.

Морилка

Фото покрашенной вагонки внутри дома выглядят всегда красиво, но не все ими вдохновляются и воплощают их в своем жилище. Это обусловлено тем, что распространен миф о вреде лака. Сейчас появилась морилка, которая практически полностью повторяет свойства декоративной глазури. С ее помощью можно окрасить дерево на несколько тонов темнее. Морилку наносят на поверхность и добиваются искусственного состаривания дерева. Но состав практически не защищает от влаги, поэтому не стоит его использовать для помещений с высокой влажностью.

Водоэмульсионная акриловая полупрозрачная краска тонким слоем окрашивает поверхность. При этом сохраняет натуральный цвет дерева и фактуру. Краска может скрыть только мелкие дефекты.

Краски и лаки для евровагонки

После предварительной защиты вагонки и монтажа на стену многие желают изменить цвет, добавить блеска дереву или по-другому изменить внешний вид комнаты. Основной выбор всегда остается между качественным лаком или дорогой краской. Чем покрыть деревянную вагонку в жилом доме? Все зависит от сорта дерева, климата и конечной цели хозяина. Самый простой вариант — покрытие бесцветным лаком, однако в любом вопросе есть свои подводные камни.

Лаки: назначение, использование, целесообразность

Качественную вагонку, в качестве финишного покрытия, часто покрывают ровным слоем жидкого лака. Фактура дерева становится блестящей на свету. Малейшие сколы, щепки покрываются гладким лаком. При этом состав выполняет еще и защитную функцию — отталкивает влагу, принимает на себя часть солнечных лучей.

Жидкие лаки наносят на уже установленную вагонку при помощи аэрозолей, компрессора со специальной насадкой или ручного распылителя. При проведении работ комната изолируется от сквозняков и прямых солнечных лучей, которые будут неравномерно высушивать стены. Все операции производят один-два работника в защитных одеждах (защита дыхательных путей обязательна). Покрытие высыхает за 1-2 дня, держится несколько лет.

Преимущества:

  1. Выбор оттенка для древесины (от темного до прозрачного);
  2. Невысокая стоимость покрытия (при оптовой закупке)
  3. Простота нанесения при помощи аэрозоля или кисти;
  4. Простота в уходе (можно мыть водой или мыльными растворами);
  5. Долговечность (3-5 лет).

Недостатки:

  • Трещины покрытия (некачественный лак часто лопается);
  • Неустойчивость к высоким температурам;
  • Неприятный запах в первые несколько недель после нанесения.

Жидкие бесцветные лаки идеально подходят для вагонки с красивой фактурой дерева (сосна, ольха, береза). Позволяет сохранить цвет и подчеркнуть его блеском.

Почему обрабатывают вагонку в бане

Помещения с невысокой влажностью и стабильностью температуры обшивают вагонкой из древесины, пластика, металла. К таким помещениям относятся прихожая, гардеробная, помывочная комната.

В помещениях с высокой влажностью и большим перепадом температур (парная комната, сауна) используют преимущества деревянной вагонки. К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость;
  • Низкая теплопроводность;
  • Стойкость к агрессивным средам;
  • Долговечность;
  • Практичность.

В процессе эксплуатации вагонка теряет свои первоначальные свойства. Дерево со временем темнеет. Поверхность истирается и становится шершавой. В сырых помещениях вагонка подвержена гниению. В сухих помещениях материал сохнет, растрескивается и разрушается.

Уменьшение показателей хотя бы по одной характеристике приводит к необходимости замены материала. Для восстановления первоначальных или близких к нему показателей вагонку обрабатывают различными материалами.

Реставрация покрытых лаком панелей

Качество покрытия будет зависеть от того, какой степени непрозрачности требуется получить стены. Если полностью закрывать структуру древесины не нужно, лучше сошлифовать лак и втирать покрытие. Можно использовать пропитку для сохранения фактуры древесины.

Внимание

Если сохранение структуры не требуется, то счищать ничего не нужно. Акриловые краски с высокой адгезией хорошо ложатся на все поверхности и быстро колеруются в любой оттенок. Можно использовать полиуретановую колерованную эмаль, но стены с таким покрытием будут очень блестящими, поэтому такой способ — на любителя.

Как выбрать цвет красителя

  • В гостиной лучше использовать для покраски материалы подчёркивающие древесную текстуру и придающие ей золотисто-медового оттенка. Дополнительно можно использовать в оформлении яркого насыщенные цвета.
  • На кухне лучше краски оранжевого, персикового, розового или жёлтого цвета.
  • Кабинет обычно оформляется в холодных тонах либо дерево поддерживается в натуральном цвете. Комната обшивается ламелями, которые затем вскрываются лаком или воском.
  • Для детских выбираются мягкие, спокойные, умиротворяющие тона. Не стоит подбирать кричащие, возбуждающие детскую психику тона.
  • Для покраски спальни используются нейтральные, светлые оттенки или бесцветный лак.


Варианты цветовых решений для вагонки от компании Tikkurila.

Советы

  1. Не использовать толстый слой, так как он будет расплываться, а срок службы будет невысоким. Лучше покрасить несколькими тонкими слоями.
  2. Использовать тонкие кисти в труднодоступных местах.
  3. Воспользоваться малярным валиком, так как он не оставит ворсинок.
  4. Каждое средство нужно наносить на вагонку в несколько слоёв. Обычно один-два, но лучше уточнить в магазине.
  5. При обработке кисть перемещать вдоль доски, не отрывая ее. Вагонки должны касаться только кончики ворсинок. Давить с большой силой не нужно.

Обновить старую вагонку на террасе или на холодном балконе будет сложнее, поэтому стоит приобрести специальное средство, устойчивое к перепадам температуры (как красиво обшить вагонкой балкон или лоджию?). При обработке стройматериалов на даче или в отапливаемом помещении с нормальной влажностью не предъявляются особые требования. Достаточно, чтобы окрашиваемые материалы были сухими.

Значение обработки

Вагонка – материал из листового дерева. Он быстро воспламеняется. Даже дорогие покрытия не дадут гарантии от возгораний, но есть защитные средства – антипирены. Их задача — увеличить защиту материала. Через некоторое время он начинает портиться, покрываться тёмными пятнами, гнить. Антисептик поможет предотвратить или замедлить уже существующий процесс. В этом случае материал можно не красить, но использовать антисептик необходимо.

ВниманиеКраска защитит от любых повреждений. Покрытие располагается на толстом слое древесины

Оно берёт на себя удар, не позволяет разрушить сам материал.

На солнце древесина темнеет, а защитное покрытие отталкивает его, сохраняет оттенок дерева. Бесцветные лаки не только блестят, но могут менять цвет материала (что делать, если пожелтела вагонка и как избежать проблемы?). Самый лучший способ обработки — нанесение акрилатного лакокрасочного покрытия. Оно обновит материал, при этом лакированные панели сохранят цвет и декоративность. Покрытие продлевает срок службы до 8-10 лет (узнать о том, как исправить дефекты и отремонтировать вагонку можно здесь).

Народные методы

Существуют и народные советы, как отмыть копоть с вагонки в бане и парилке. Для этого можно использовать мыльный раствор. Однако данное мероприятие потребует немало времени и усилий. Дополнительно иногда применяются подручные абразивные материалы, такие как речной песок или измельченный кирпич.

Предварительно поверхность надо пропылесосить. Затем все тщательно натирается мыльным раствором. Но в этом случае также не приходится рассчитывать на идеальный результат, если поверхность серьезно загрязнена. Поэтому иногда приходится комбинировать разные методы и искать, как отмыть копоть и сажу с вагонки в бане и парилке более надежными способами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние системы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: