Правила противопожарного режима в 2023 году: обзор изменений и алгоритм разработки инструкции

Обучение сотрудников и учащихся

Для сотрудников должна быть разработана инструкция по пожарной безопасности в школе по новым правилам противопожарного режима. Утверждает инструкцию директор школы. До начала года следует организовать обучение всего персонала образовательного учреждения, где нужно разъяснить работникам правила поведения при пожаре в школе.

Раз в полгода для учащихся организуются занятия по пожарной безопасности. Для этого обучение совмещается с противопожарной тренировкой и привлечением сотрудников пожарной части. В учебных классах на дверях должна быть размещена памятка по пожарной безопасности для школьников.

Перед началом календарного года должен быть составлен план мероприятий по школе по пожарной безопасности, который включает в себя обучение, обеспечение средствами пожаротушения, контроль за состоянием огнезащитной пропитки и т.д.

Видео – правила пожарной безопасности в школе, учебный фильм

Какие документы нужны для обучения работников

Допускайте работников к работе только после обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства № 390). Чтобы его организовать, составьте документы по противопожарным инструктажам, пожарно-техническому минимуму и тренировкам по эвакуации при пожаре. Документы по противопожарным инструктажам. Поручите ответственному за пожарную безопасность составить программы вводного и первичного инструктажей. Утвердите график повторного инструктажа и ознакомьте работников с ним под подпись.

Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности

Результаты инструктажей зафиксируйте в журнале учета. Составьте его по форме, которую приводит приложение 1 к Нормам, утвержденным приказом МЧС от 12.12.2007 № 645. Вести журнал поручите ответственному за инструктажи. Подробнее о них читайте в рекомендации.

Программа обучения пожарно-техническому минимуму

Документы по пожарно-техническому минимуму. Чтобы обучать работников внутри организации, поручите ответственному за пожарную безопасность составить программу обучения и перечень контрольных вопросов. Программу до утверждения согласуйте с территориальным органом Госпожнадзора. Для проверки полученных знаний разработайте график и сформируйте специальную комиссию. Результаты обучения поручите фиксировать в протоколе. Работникам, которые успешно прошли проверку знаний, выдайте квалификационное удостоверение. Подробнее о том, как обучать работников, читайте в рекомендации. Используйте готовые образцы документов.

График проведения тренировок по эвакуации при пожаре

Документы по тренировкам по эвакуации при пожаре. Организуйте тренировки два раза в год (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства № 390). Для этого составьте график. Укажите в нем месяц, вид тренировки, категорию участников. За две недели до намеченного срока издайте приказ о проведении тренировки, составьте календарный план и план ее проведения. Чтобы подвести результаты, оформите отчет и приказ об итогах тренировки, сделайте запись в журнале учета. 

Какими документами регулировать действия работников при пожаре

Чтобы работники, дети и посетители выполняли правила безопасности при пожаре, разработайте планы эвакуации и инструкции. В складских, административных и общественных помещениях разместите таблички с номерами телефонов для вызова пожарной охраны.

План эвакуации при пожаре

Планы эвакуации. Разместите планы на каждом этаже здания детского сада и школы (ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). Для их разработки заключите договор с организацией, которая имеет специальное разрешение МЧС на данный вид деятельности. Договоры заключайте согласно законодательству о контрактной системе. Принимайте результат, если планы выполнены в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009, содержат графическую и текстовую части. После утверждения вывесите планы на стенах помещений и коридоров, на колоннах — в строгом соответствии с местами, указанными в самих планах. Отдельно знакомить работников и детей с планами эвакуации не надо.

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Инструкции. Регулируйте действия работников при пожаре инструкциями. Их должно быть три: инструкция о мерах пожарной безопасности, инструкция о действиях работников по эвакуации людей, инструкция о действиях дежурного персонала при получении сигнала о пожаре и неисправности систем противопожарной защиты. Если образовательная организация работает круглосуточно, то дополнительно составьте четвертую инструкцию — о действиях работников при пожаре в дневное и ночное время.

Вывесите инструкции в доступном для изучения месте. Например, в уголке пожарной безопасности или возле планов эвакуации. Работников, которые выполняют обязанности ночью, с инструкциями знакомьте под подпись.

Эвакуация и правила поведения учащихся, педагогических работников и персонала

В соответствии с планом эвакуации назначаются педагоги, которые должны организовать (и нести ответственность) порядок выхода учащихся из здания. Как правило, в их функции входит регулировка потоков учеников и персонала на каждом этаже. В местах непосредственного возгорания ответственность за срочную эвакуацию и действия по первичному пожаротушению берет на себя педагог, находящийся в помещении.

В случае организации массовых мероприятий как в помещении школы, так и на прилегающей территории ответственность возлагается на организаторов. Они должны перед началом мероприятия осуществить проверку всех потенциальных путей эвакуации, произвести их расчистку и при необходимости и расставить временные пожарные знаки безопасности. Ключи от выходов должны находиться у организатора до полного окончания мероприятия (включая демонтаж декораций и вспомогательных устройств).

При обнаружении очага возгорания в помещении школы или признаков, сопровождающих горение (дым, запах паленого или газа) учитель должен оперативно оценить степень опасности возникшей ситуации, а также обеспечить быстрый и безопасный выход учеников из помещения и из здания. При этом необходимо исключить проявление паники и предотвратить пересечение потоков эвакуируемых. При уходе учитель должен выключить все электрооборудование в помещении.

Требования к электроустановкам

Любое электрооборудование и все электрические сети следует привести в соответствие с Правилами устройства электроустановок. Своевременно должны проводиться профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт.

Пожарная проверка в школе

При устройстве электросетей все соединения между проводами и кабелями следует выполнять с помощью опрессовки, спайки или применять специальные зажимы. Устраивать временную электросеть в помещениях школы запрещено, даже при проведении временных работ по ремонту.

Приборы освещения в технологических помещениях и складах, где хранятся легковоспламеняющиеся материалы или изделия, упакованные в сгораемую упаковку, необходимо оборудовать стеклянными колпаками. Если в таких помещениях применяются переносные светильники, то они также должны быть защищены стеклянным колпаком и металлической сеткой.

Все электродвигатели необходимо постоянно очищать от пыли. Их нельзя накрывать горючими материалами, а также складировать на них материалы, которые способны к быстрому воспламенению.

При выявлении короткого замыкания в электросети, нагрева изоляции проводов и кабелей необходимо немедленно приступить к устранению нарушений, оградив место производства работ от доступа посторонних лиц. При этом электросеть должна быть обесточена.

В процессе использования электросети запрещено:

  1. Применять провода, у которых повреждена изоляция, а также телефонные и радиопровода для прокладывания электросети.
  2. Эксплуатировать розетки и рубильники, которые оплавлены и неисправны.
  3. Делать скрутку электропроводов, а также подвешивать что-либо на них.
  4. Демонтировать стеклянные защитные устройства на приборах освещения.

Подключение токоприемников следует производить только после того, как будут произведены расчеты, дающие допуск на данное мероприятие. По окончании занятий в кабинетах должны быть обесточены все приборы, в т.ч. компьютеры и другие интерактивные устройства.

На случай аварийного отключения подачи электроэнергии следует предусмотреть наличие электрических фонарей в здании школы.

Как требования пожарной безопасности к зданию и школьным помещениям

У общеобразовательного учреждения класс пожарной опасности строения Ф4.1, а сегментов со спальным пространством – Ф1.1.

Основные конструкции постройки 4-й степень огнестойкости со второго этажа обязаны иметь предел огнестойкости от R45. При проектировании на 4-ом этаже, а при реконструкции на 5 этаже половина лекционных кабинетов обязана быть незадымляемой. При возможности рационально строить лекционные кабинеты открытыми.

Специальные общеобразовательные учреждения должны иметь высоту не более 9-ти метров. Все школы должны быть оборудованы выдвижной противопожарной лестницей. Строения 1,2,3 степени огнестойкости высотой до 28 метров могут быть оборудованы одной мансардой, имеющей свойства R45, K0. Условием является перекрытие плитами 2-ого типа. Ограждения должны иметь те же параметры, что и строение. Общеобразовательные учреждения могут устраивать мансарды, только в них должны отсутствовать спальные комнаты, а этажность должна быть в предусмотренных пределах. Допускаемые отделочные материалы, и габариты эвакуационных ходов должны соответствовать СНиП от 21 января 1997 года. Согласно правилам предусматривать необходимо не меньше 2-х выходов с каждого этажа.

Согласно своду правил от 4 апреля 2013 года для объектов с классом пожарной опасности Ф4.1 и Ф1.1:

  • здание должно быть обособленное;
  • спальные комнаты должны быть огорожены, и должны быть выполнены условия в соответствии с классификацией Ф 1.1, их также нельзя располагать под актовым залом ил в подвальном помещении;
  • пищевые блоки должны быть выделены перегородкой 2-ого типа;
  • техкабинеты, библиотечные комнаты, мастерские и типичные комнаты должны быть выделены перегородкой 1-ого типа и плитами перекрытий 3-его типа.

Спортзалы требуют особого режима и должны отвечать требованиям, которые предъявляются к зданиям. Требуется, чтобы пристройки разделялись по функционалу с помощью перегородок 1-ого типа и плитами перекрытий 3-его типа.

Требования к территории

Перед началом учебного года в каждую школу приходит комиссия, которая выдает разрешение на преподавательскую деятельность, осматривает состояние здания, наличие средств пожаротушения и т.д. В первую очередь инспектора будут контролировать содержание территории. Течение всего календарного года все горючие материалы, легковоспламеняющиеся отходы необходимо своевременно утилизировать. Для этого должен быть заключен договор на вывоз всех отходов с утилизирующей организацией, а также на расстоянии не менее, чем 15 м, от здания организуется площадка для складирования ТБО. Все дороги, проходы и проезды вокруг школы и около источников противопожарного водоснабжения освобождаются от посторонних материалов, мусора.

Обязательно производится контроль хранения школьных отходов

На период проведения субботников запрещено разведение костров, все сухие листья следует собрать на специализированной площадке и утилизировать как ТБО.

Это интересно: Правила разведения костра и как тушить: штрафы и ответственность

Правила поведения в критической ситуации

Важно не только постоянно повторять, как нужно обращаться с пожароопасными вещами, но и объяснять, как правильно вести себя при возникновении пожара. Возгорание может возникнуть по независимых от человека условий

Правильное поведение в критической ситуации может спасти жизнь.

Что делать, если рядом нет взрослых

Ребенок должен знать, что тушение пожара – это дело взрослых. Ребенок не должен предпринимать никаких мер. Но научить малыша набирать на телефоне 01, чтобы сообщить о возгорании, это обязанность каждого взрослого.

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению включает в себя изучение и закрепление основных правил действия при возгорании:

  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. В первую очередь набрать 01, сообщить свое имя и точный адрес.
  3. Сообщить о происшедшем соседям.
  4. Не пытаться погасить огонь самостоятельно, сразу же покинуть помещение, прикрыв нос влажной тканью.
  5. Если нет возможности выйти из квартиры, нужно выбежать на балкон, плотно закрыть дверь и позвать на помощь взрослых.

Обратите внимание! Категорически запрещено во время пожара пользоваться лифтом

Что делать, если загорелась одежда на человеке

Детям важно объяснить правила поведения при возгорании одежды. Они должны знать, что в этот момент категорически нельзя бежать

Огонь будет разгораться еще сильнее. Нужно постараться ка можно быстрее сбить пламя, упасть на землю, кататься, чтобы затушить.

Если человек находится в помещении, нужно набросить на него плотное одеяло, чтобы преградить доступ кислорода к пламени.

Системы оповещения о пожаре

Противопожарные системы безопасности, сигнализации и управления эвакуацией выбирают по

табл. 1, 2 НПБ 104-03

,

СП 3.13130

. Как правило, используется адресно-аналоговый тип оповещения со световой и звуковой сигнализацией. Может применяться несколько типов комплектаций.

Приоритет оповещения при ЧС: в первую очередь персонал, затем учащиеся. Дымовые, температурные пожарные датчики и извещатели стандартно есть в комплекте АУПТ и крепятся по предварительно разработанному проекту.

СОУЭ могут передавать звук сигнализации одновременно по всей площади здания или выборочно в его части – способ выбирает проектировщик по рекомендациям ГПС. В спальных сегментах школ-интернатов уведомление осуществляется только для обслуживающих сотрудников. Применяют оповещатели без регуляторов громкости, с подключением без разъемных элементов. СОУЭ разрешено подключать на объекте к внутренним радиотрансляционным сетям.

Пожароопасность материалов и веществ

Огнеопасность веществ и материалов — это совокупность свойств, характеризующих их способность вызывать и распространять горение. Оценка способности всех веществ и материалов вызывать пожар и взрыв проводится в зависимости от их физического состояния: газа, жидкости, твердого вещества.

Прежде всего, есть группа воспламеняемости. По этому показателю все вещества делятся на негорючие, легковоспламеняющиеся и горючие. Невоспламеняющимися являются вещества и материалы, которые не могут гореть в воздухе нормального состава. Это неорганические материалы, металлы и гипсовые структуры.

Стойкие горючие вещества — это вещества и материалы, которые могут воспламениться или сгореть в присутствии источника воспламенения, но не сгорают самостоятельно после удаления источника. Они включают в себя материалы с горючими и негорючими компонентами. Например, асфальтобетон и ДВП. Горючие материалы — это вещества и материалы, способные к самопроизвольному возгоранию, воспламенению от источника воспламенения и самопроизвольному сгоранию даже после того, как источник был удален.

Важным показателем воспламеняемости веществ и материалов является предельная концентрация пламени. Нижний (НКП) и верхний (ВКП) пределы распространения пламени являются минимальными и максимальными объемными долями легковоспламеняющегося вещества в смеси с окисляющей средой, при которых возможно зажигание от источника зажигания с последующим распространением пламени через смесь на любом расстоянии от источника зажигания.

Смеси, содержащие легковоспламеняющееся вещество ниже НКП или выше НКП, не могут гореть. Наличие зон с негорючими концентрациями веществ и материалов позволяет выбирать такие условия их хранения, транспортировки и использования, которые исключают возможность пожара или взрыва.

Как рассчитывается общее число огнетушителей

Про расчеты в школах в нормативах ничего нет. Чаще нормативы содержатся в отношении производственных и складских объектов. Но в школьных стенах есть помещения, которые подпадают под классификацию взрывоопасных

Поэтому стоит обращать внимание на их классификацию, пользоваться, при проектировании и установлении огнетушителей, таблицами приведенными в нормах радиационной безопасности 166-97. Стоит рассматривать школу, как общественное место и при принятии решений опираться на соответствующие показатели

Если взять практическое применение норм, то зачастую взрывоопасные кабинеты разделяются по категориям и применяют таблицы 1 и 2 в нормах радиационной безопасности 166-97.

Даже при спорном категорировании устанавливаются огнетушители во все помещения, которые подпадают под понятие взрывоопасные. Подбор осуществляется исходя из содержащихся в помещении веществ.

Огнетушитель: что это такое и для чего он нужен

Огнетушитель — мобильное устройство с огнетушащей смесью для борьбы с внезапными или единичными возгораниями. Действующее вещество в баллоне находится под давлением. Наполнением чаще всего служит:

  • пена;
  • вода;
  • порошок.

Также встречаются изделия с азотом, диоксидом углерода или различными инертными газами.

Примечание: огнетушители — действенный способ тушения пожара, если их количество в здании соответствует обязательным нормам ППБ.

Виды огнетушителей

Устройство относится к первичным средствам пожаротушения. В зависимости от типа помещения, площади и материалов в строении используются различные виды огнетушителей.

Классификация огнетушителей

Огнетушители делятся:

  • по методу транспортировки к точке возгорания;
  • по типам используемых ОТВ;
  • по способу выталкивания ОТВ;
  • по степени давления рабочей массы;
  • по способности и методу восстановления для повторного использования;
  • по предназначению согласно классу пожара.

Устройство также различается по типу пускового механизма:

  • вентиль;
  • рычаг;
  • пускатель под давлением.

В зависимости от объема тушащего вещества прибор классифицируется по типу доставки к очагу пожара:

  1. Передвижные: масса в диапазоне 20–450 кг, актуально для автозаправок, метро и т. д.
  2. Переносные: масса до 20 кг, используются в небольших помещениях.
  3. Стационарные: автоматические системы.

Виды огнетушителей по наполнению

  • воздушно-пенные — на выходе из устройства образуется механическая пена, которую используют для гашения горючих жидких и легковозгораемых масс;
  • порошковые — универсальное и часто применяемое средство, его действие основывается на изоляции горящих зон и снижении интенсивности горения;
  • углекислотные — эффективное вещество, охлаждает зону возгорания и разводит газ негорючим составом.

Реже встречаются:

  • хладоновые;
  • водные;
  • воздушно-эмульсионные с фтором.

Водные огнетушители считаются устаревшими и малоэффективными. А хладоновые и воздушно-эмульсионные сейчас активно позиционируются как результативные, но людей иногда отпугивает цена.

Конструкционные особенности

По принципу устройства все виды огнетушителей похожи, основное отличие — в механизме запуска/закрытия, конструкции выводящей трубы и наличии вспомогательного баллона со сжатым воздухом.

По классу пожара

Пожары классифицируются по количеству горючих материалов в помещении и уровню возгорания. Для определения этих характеристик полагаются на техническую документацию сооружения.

Примечание: по нормативам здания класса А относятся к наиболее опасным в плане пожара, а помещения класса Д — к безопасным.

Дополнительный анализ сооружения может предупредить возможный тип возгорания в зависимости от оборудования и материалов внутри здания.

Классификация:

А — Воспламенение твердых масс органической природы, склонных к тлению (бумага, древесина, текстиль).

B — Горение легковоспламеняющихся жидкостей и плавящихся веществ.

C — Пожары газов, способных воспламеняться.

D — Горение металлов и примесей с их содержанием.

E — Возгорание электропроводки под напряжением.

Помимо категорий воспламенения основных веществ, учитываются также другие материалы (например, отделочные), которые присоединяются к пожару по мере распространения огня на территории здания или в помещении.

Универсальные и эффективные по характеристикам — порошковые и углекислотные огнетушители, так как используются при любом классе пожара для тушения всех видов огнеопасных материалов и жидкостей.

Маркировка

Для обозначения огнетушителей используется аббревиатура:

ОВ — водные;

ОВЭ — воздушно-эмульсионные на основе фтора;

ОВП — воздушно-пенные;

ОП — порошковые;

ОУ — углекислотные;

ОХ — хладоновые.

Маркировка определяет назначение и помогает правильно укомплектовать объект приборами.

После вида устройства следуют характеристики массы. Для порошковых огнетушителей вес указывается в килограммах, а для водопенных и аэрозольных — в граммах.

Информация: количество противопожарного вещества в огнетушителе не должно быть меньше 1 кг или 1 л.

Структура маркировки на примере порошкового изделия ОП — 10(б) — ABCE — 01 состоит из пяти обязательных условных аббревиатур, где

ОП — тип огнетушителя исходя из наполнения;

10 — масса или объем заряженного огнетушащего средства, выраженного в килограммах или литрах;

б — вид огнетушителя по типу нагнетания давления (з, б, г);

ABCD — класс пожаров, к которым применяется изделие, также может стоять цифра, обозначающая ранг пожара;

01 — модификация устройства.

Примечание: иногда ставятся дополнительные отметки, и их расшифровка обязана указываться на огнетушителе.

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние системы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: