Система менеджмента качества (смк) на предприятии

Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники); (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) военнослужащих федеральной противопожарной службы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники). В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Части восьмая — девятая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации. Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ) В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Части тринадцатая — четырнадцатая утратили силу. — Федеральный закон от 01.04.2005 N 27-ФЗ. Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом. (часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 

Основные положения пожарной защиты и профилактики

ППБ-01-03 (сокращенное обозначение правил пожарной безопасности в РФ) устанавливают те стандарты, которых требуется придерживаться, прогнозируя пожарную обстановку на объекте и обеспечивая его безопасность.

Главное из условий, которые должны соблюдаться для предотвращения возгорания — отсутствие контакта горючей среды и источника огня. Для этого следует тщательно анализировать наличие на объекте таких компонентов и принимать комплекс мер по предотвращению их взаимодействия.

Другое требование — наличие надежной системы защиты от огня

Это особенно важно там, где технологический процесс подразумевает постоянное присутствие как горючей среды, так и источников зажигания

Пожарно-техническим обследованием (ПТО), проводимым в рамках аудита безопасности объекта, устанавливаются источники зажигания и горючие материалы и предлагаются соответствующие мероприятия, направленные на устранение опасности.

Руководство и структура гарнизона

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются старшие по должности лица в структуре ПО. Они же выполняют функции руководителей тушения пожара и обязаны обеспечивать четкость работы всей службы.

В зависимости от вида ПСС на пост их руководителя назначаются:

  • в территориальной – один из начальников Главного территориального управления Федеральной противопожарной службы;
  • в местной – руководитель ФПС, который обеспечивает пожарную безопасность вверенного ему муниципального подразделения. Если на территории муниципального округа отсутствует ФПС, то руководителем местного гарнизона назначается начальник иных формирований пожарной охраны по приказу Главного управления после согласования с органами местного самоуправления.

Обязанности руководителя:

  • организация работы вверенной структуры;
  • формирование штата сотрудников;
  • утверждение плана руководства тушения пожара;
  • планирование выезда должностных лиц ПГ на пожары и АСР;
  • организация получения допусков на право выполнения обязанностей руководителей тушения пожара;
  • руководство нештатными структурами;
  • создание и утверждение плана пожарно-тактической подготовки;
  • определение порядка привлечения нештатных штабов пожаротушения к выполнению АСР.

Структура пожарно-спасательных объединений:

  • руководитель;
  • заместители начальника: по оперативной работе, отвечающий за жизнеобеспечение, занимающийся снабжением, обеспечивающий обучение;
  • дежурный;
  • диспетчер;
  • координатор работы с нештатными службами: оперативного реагирования, радиационной и химической защиты, газодымозащиты, связи, охраны труда.

Должностными лицами по снижению иерархии считаются:

  • начальник ПГ;
  • заместители;
  • оперативный дежурный;
  • диспетчер;
  • руководители нештатных служб.

Иерархия в управлении

Первое звено в цепи управляющих органов — Правительство РФ, осуществляющее общее руководство. На второй позиции находится МЧС, но достаточно большая часть подразделений подчиняется другим ведомствам.

Например, тушение лесных пожаров не относится к официальной обязанности указанного министерства, а подчиняется Рослесхозу. Однако ведомственные пожарные охраны согласовывают свою деятельность с органами МЧС.

В целевых программах принимают участие все ведомства. Интересно, что обеспечение пожарной безопасности консульств РФ в других странах в основном происходит по российским законам.

Профилактика

Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства.

Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.

Проводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали.

Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.

Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.

Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей.

Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.

Цели делегирования

Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:

  • Снижение нагрузки на руководящий состав.
  • Увеличение эффективности работы каждого звена.
  • Повышение заинтересованности сотрудников в труде.

Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?

Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.

Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

https://youtube.com/watch?v=2eX2BqJnNks

Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

· центры управления силами и службы пожаротушения;

· отряды ГПС;

· пожарные части;

· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

· специализированные части по тушению крупных пожаров;

· базы обеспечения мобилизационной готовности;

· учебные центры и учебные пункты;

· испытательные пожарные лаборатории;

· полигоны;

· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Третье.

Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.

Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.

Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.

На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.

Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)

Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.

Основные задачи ГПС:

· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

· осуществление государственного пожарного надзора;

· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;

· координация других видов пожарной охраны;

· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).

Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.

Функции структурных подразделений

Каждое структурное подразделение организации призвано выполнять определенные функции, отраженные в соответствующем положении. Их содержание зависит от сферы и рода деятельности звена. При разработке функций руководство должно основываться на следующих требованиях:

формулировка функций подразумевает одновременную постановку задач для их достижения;
обозначение функций в документе осуществляется в убывающем порядке (от основных к побочным);
функции разных структурных подразделений не должны пересекаться между собой и повторяться;
если у звена есть определенные связи с другими структурными единицами, то их функции должны быть согласованы во избежание противоречий;
все функции подразделений должны иметь четкое числовое или временное выражение, чтобы обеспечить возможность оценки качества работы;
при разработке функций нужно обращать внимание на то, чтобы они не выходили за рамки полномочий или прав руководства.

Преимущества и недостатки структуры

Преимуществами дивизионной структуры управления можно считать:

— отделение оперативного управления от стратегического, что дает менеджменту возможность сконцентрироваться на стратегическом управлении;
— упрощается иерархия наверху организационной пирамиды;
— у дивизионов появляется возможность сконцентрироваться на продукте, потребителе или регионе, что позволяет приблизить сложную организацию к ее внешней среде;
— дивизионы ориентируются на результат вследствие четкого осознания особенностей продукта, потребителя или региона;
— улучшаются коммуникации внутри дивизиона;
— появляется возможность личного роста руководителей дивизионов вследствие расширения меры их ответственности и полномочий.

Но в то же время критики отмечают противоречивость дивизионной структуры управления и указывают на ее довольно серьезные недостатки:

— упрощение иерархии наверху организационной пирамиды является теоретическим допущением, но на практике приводит к усложнению иерархии вследствие создания промежуточных уровней менеджмента для координации работы дивизионов;
— возможность возникновения конфликта целей высшего менеджмента и дивизионов, так как интересы высшего руководства и дивизионов никогда не совпадают;
— возможность возникновения конфликтов между дивизионами, особенно в случае дефицита ресурсов, которые распределяются централизованно;
— в организации ослабляются горизонтальные связи, и деятельность дивизионов координируется только вертикально, т.е. высшим менеджментом;
— увеличение издержек на менеджмент, которые возникают вследствие увеличения численности управленческого персонала в дивизионах, дублирования одних и тех же функций в разных дивизионах, общего повышения затрат на содержание управления;
— усложнение иерархии внутри дивизиона, поскольку расширяется число его функций и полномочий;
— ограничение личного роста специалистов внутри дивизионов.

Понятие системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высоко качества на постоянной основе.

ISO 9001 — это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации и согласовывается большинством стран-членов этой организации, с тем чтобы он мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золотого стандарта для процессов, используемых во всем мире для СМК. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ISO 9001. 

Для того, чтобы компания могла пройти сертификацию системы менеджмента качества в соответствии с международными требованиями ISO 9001, ей необходимо иметь систему менеджмента качества, а именно —разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:

Программно-целевая структура управления

Преимущества программно-целевой структуры управления:

  • Целевая ориентация.
  • Специализация.
  • Концентрация ресурсов на конкретной программе или проекте.

Недостатки программно-целевой структуры управления:

  • Ресурсы (финансовые, управленческие, человеческие, производственные и т.д.) замораживаются до тех пор, пока не будут закончены все работы по текущему проекту.
  • Высвободившиеся ресурсы по окончании проекта требуют незамедлительного применения в другом проекте, либо в основной хозяйственной деятельности предприятия.

Особенности программно-целевой структуры управления:

  1. Существует три организационных типа программно-целевой структуры управления: координационный, проектный, адаптивный.
  2. Наиболее распространен проектный тип программно-целевой структуры управления.
  3. Централизованный подход в программно-целевых структурах применяется редко.
  4. Программно-целевая структура управления возникает в рамках линейно-функциональных структур.
  5. Программно-целевая структура управления носит временный характер и существует только в рамках реализации краткосрочных и среднесрочных программ или проектов.

Из каких подкоманд состоит проектная команда и соотношения между ними

В составе могут быть как физические, так и юридические лица, необходимые для достижения указанной цели, и которые могут быть привлечены в будущем по ходу выполнения проекта.

Как правило, по степени вовлеченности выделяют:

  • основная команда (группа) – непосредственно выполняющие проект специалисты или организации,
  • расширенная команда (группа) – круг лиц (физических, юридических), которые косвенно участвуют в реализации и оказывают содействие основной группе,
  • лица или организации, которые контролируют выполнение и оказывают влияние на участников предыдущих групп (заинтересованные лица).

В проектах небольшого масштаба отдельная команда может состоять полностью из членов одной группы. Команды могут создаваться на разных организационных уровнях.

Как работает матричная структура?

Руководители проектов не руководят подразделением в привычном смысле, они не столько отдают распоряжения, сколько налаживают взаимодействие между участниками команд.

Проектная команда набирается из функциональных подразделений. При этом сотрудники, будучи в проектной команде, не перестают подчиняться начальникам своих отделов. Но, с другой стороны, на время реализации проекта сотрудник также подчиняется и менеджеру проекта.

Матичные структуры могут быть двух видов:

  • руководитель взаимодействует с постоянными работниками данной проектной группы, а также с другими работниками других функциональных подразделений, которые подчиняются непосредственно своему линейному руководителю;
  • руководителю временно подчиняются сотрудники из соответствующих функциональных подразделений.

В матричных организационных структурах выделяют три типа матриц: слабые, сбалансированные и сильные.

Факторы

Типы матриц

Функциональная структура

Слабая матрица

Сбалансированная

Сильная матрица

Власть проектного менеджера

Отсутствует либо сильно ограничена

Ограничена

Средняя

Сильная власть

Ресурсные возможности

Ограничены

Ограничены, но менее, чем в функциональной структуре

Средние

Высокие

Контроль бюджета

Слабый

Слабый (больше за контроль бюджета отвечает функциональный менеджер)

Смешанный

Полный

Занятость проектного менеджера

Частичная занятость

Частичная занятость

Средняя занятость

Полная занятость

Административный персонал

Частичная занятость

Частичная занятость

Средняя занятость

Полная занятость

Использование матричной структуры является целесообразным, когда есть необходимость освоения новых видов деятельности либо продуктов в сжатые сроки. Зачастую матричные структуры применяются в маркетинге, электронной промышленности, а также высокотехнологичных областях.

Основная сложность в применении таких структур – конфликт подчиненности и конфликт интересов.

Сравнение разных видов структур

В таблице представлено сравнение разных видов структур компаний.

Параметры

Линейно-функциональная

Дивизиональная

Матричная

Состояние внешней среды

Стабильна и предсказуема

Динамичная и предсказуема

Динамичная и предсказуема

Принцип функционирования

Специализация управленцев

Междисциплинарный метод

Существуют ячейки вокруг возникающих проблем

Специфика решений руководства

Экономический процесс последователен

Решения принимаются оперативные

Делегирование в принятии решений

Линейно-функциональная и дивизиональная структуры управления отличаются друг от друга тем, что при первом варианте выстраивается четкая иерархия, которая строится на функционале сотрудников. При втором варианте предприятие делится на дивизионы, у каждого из которых есть свой бюджет.

Требования к структурным подразделениям

Чтобы обеспечивать непрерывную эффективную работу, структурное подразделение должно соответствовать ряду обязательных требований, а именно:

  • подчинение должно быть централизованным, то есть каждый из работников должен быть подотчетным непосредственно руководителю данного структурного звена, который, в свою очередь, регулярно предоставляет отчетность генеральному директору;
  • работа подразделения должна быть гибкой, с возможностью быстро реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде;
  • работа каждой структурной единицы должна быть строго специализированной (то есть звено должно отвечать за определенную сферу деятельности);
  • нагрузка на одного руководителя не должна быть слишком большой (не более 20 человек, если речь идет о среднем звене);
  • независимо от своего функционального предназначения, подразделение должно всячески обеспечивать экономию финансовых ресурсов.

Разновидности полномочий

При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:

  • Линейные. В этом случае действует вертикальная система власти. То есть полномочия передаются от руководителей высшего звена руководителям среднего звена, от управленцев среднего звена управленцам низшего звена.
  • Штабные. Полномочия передаются вне вертикальной системы.

Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.

Задачи профилактики ПБ

Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.

Основные задачи

К основным задачам можно отнести:

  • Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
  • Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
  • Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
  • Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
  • Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
  • Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.

Задачи лиц ответственных за пожарную безопасность

Руководитель предприятия – это лицо, которое соответствующим письменным приказом назначает работника, отвечающего за противопожарную безопасность. Список основных задач, которые выполняются данным работником, можно вывести из его прав и обязанностей, к которым относятся следующие пункты:

  • Организация, ликвидация и проведение реорганизации пожарных подразделений объекта.
  • Оперативно предлагать органам власти меры, связанные с улучшением противопожарной обстановки.
  • При возгорании, ответственный работник берёт на себя процесс изучения причин пожара и предлагает меры, направленные на устранение этих причин.
  • Поощрение других работников или сотрудников, активно принимающих участие в обеспечении ПБ.
  • Получение любой информации, которая касается ПБ. Информация может запрашиваться и у нижестоящих, и у вышестоящих инстанций. Помимо этого, информация поступает от государственных пожарных органов.
  • Тесное сотрудничество с государственным пожарным надзором (с его представителем).

В целом, список обязанностей ответственного лица за ПБ выглядит достаточно внушительным:

  • Соблюдение требований и нормативов правил противопожарной безопасности.
  • Выполнение законных требований вышестоящих руководителей из профильных органов. Также работник должен учитывать все поступающие постановления и предписания.
  • Проведение пропаганды борьбы с возгораниями и пожарами.
  • Организация обучения рабочего персонала главным правилам ПБ.
  • Контроль исправного технического состояния систем пожаротушения.
  • Пресечение использования не по основному назначению систем пожаротушения.
  • Сотрудничество с различными пожарными подразделениями.
  • Предоставление общих сведений о пожарной профилактике и состоянию объекта или предприятия.
  • Организация тушения возникшего пожара.
  • Организация эвакуации, при возгорании.
  • Создание условий для представителей государственного пожарного надзора, которые желают посетить предприятие и осуществить его проверку.
  • Поддержание движения добровольных пожарных дружин.
  • Предоставление руководства, связанного с объектной ПО (пожарная охрана).

У ответственных за пожарную безопасность лиц очень много работы и поэтому на данную должность обычно назначают грамотных, коммуникабельных, строгих и деятельных сотрудников.

От ответственного за пожарную безопасность ожидается, что он будет хорошо знать и соблюдать существующие правила ПБ.

Методы управления проектом: как выбрать

Методы управления проектами — системы принципов, инструментов и процедур, которые используют менеджеры.

За время существования проектного управления разработано много разных методов. Они различаются по областям применения, структурной организации и детализированности.

В этой статье поговорим о методах Agile и Waterfall. Современный менеджер проекта должен владеть и тем, и другим.


Фото: Aruta Images / Shutterstock

Waterfall («водопад», или каскадная модель). Согласно этой методике, все задачи проекта решают последовательно и строго по первоначальному плану. Как правило, команда такого проекта несёт полную финансовую ответственность за срыв сроков и бюджета.

Эту модель применяют в таких случаях:

Требования к проекту тщательно продуманы и неизменны.
Технологии выполнения проекта известны заранее.
Приоритет проекта — высокое качество продукта.
Заказчик не может участвовать в процессах проекта

Это характерно для проектов на аутсорсинге, где заказчик получает финальный готовый результат.
Заказчику в самом начале важно знать точные сроки и бюджет проекта.
Исполнитель реализовывал аналогичный проект ранее. Например, в строительстве типовых объектов или в разработке программ с использованием «коробочного» решения.

Agile (гибкая методология разработки). Это группа методологий гибкого управления проектами. К ним относятся Scrum, Kanban, XP и другие. В их основе лежит четыре принципа:

  • Люди важнее процессов и инструментов.
  • Качество продукта важнее подробной документации.
  • Взаимодействие с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования плану.

Методы Agile применяют в таких случаях:

Перечень требований окончательно не определён — цель и задачи проекта нужно корректировать по ходу его выполнения.
Важно создать рабочую версию продукта в короткие сроки. Например, разработать ПО.
Заказчик принимает активное участие в проекте на всех этапах его жизненного цикла — для него важно иметь возможность внести изменения в любой момент.. Выбор метода зависит от специфики проекта

Например, в строительстве и сложных инженерных проектах agile-методологии почти не применяются. Для них больше подходит метод Waterfall. А вот в разработке программного обеспечения и цифровизации всё наоборот

Выбор метода зависит от специфики проекта. Например, в строительстве и сложных инженерных проектах agile-методологии почти не применяются. Для них больше подходит метод Waterfall. А вот в разработке программного обеспечения и цифровизации всё наоборот.

Лучше всего выбирать метод управления проектом в зависимости от условий окружающей среды. Для этого можно использовать модель Киневина. Согласно ей, есть пять основных контекстов принятия решений — пять условий среды, в которых может находиться проект:

  • простая упорядоченная среда;
  • сложная упорядоченная среда;
  • запутанная среда;
  • хаотичная среда;
  • беспорядочная среда.

Разобравшись, в каком контексте находится проект, можно осознать его сложность и выбрать метод управления.


Так схематично выглядит модель Киневина (Cynefin Framework)Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Какие системы и инструменты используют для управления проектами?

При выборе инструмента для работы нужно руководствоваться контекстом, выгодами для проекта, команды и заказчиков. У каждой системы своя область применения, поэтому подбирать инструмент нужно исходя из соображений рациональности и здравого смысла

Не стоит гнаться за трендами и модой — важно получить выгоду от использования и нужный результат проекта

Принципы эффективного делегирования

Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:

  1. Единоначалие. Делегировать задачи может только непосредственный руководитель сотрудника. Над каждым работником может стоить только один менеджер. Руководитель высшего звена не может делегировать задачи менеджерам низшего звена. Задачи в данном случае передаются руководителям среднего звена.
  2. Ограничение. При использовании инструмента принципиальна правильная организация вертикали управления. За каждым управленцем закрепляется фиксированное число подчиненных. Руководитель не может передавать свои функции не своим подчиненным.
  3. Соблюдение прав и обязанностей. Сотрудникам запрещается передавать функции, которые не соответствуют их должностной инструкции.
  4. Закрепление ответственности. Если руководитель передает определенную задачу своему подчиненному, это не снимает с него ответственности за ее невыполнение.
  5. Передача ответственности. Если управленец передает сотруднику определенную задачу, он должен быть уверен, что она будет выполнена.
  6. Отчетность. Все нюансы выполнения задач, в том числе нарушение графика и прочее, должны фиксироваться в отчетах.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние системы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: