Принцип работы автобетононасоса

Особенности насоса для бетона

Чтобы запустить насос в работу, необходимо цементное молочко (или химическая смесь). Что касается первого варианта, то молочко, как правило, изготавливается прямо на месте работы, для чего смешивается вода с цементом.

В зависимости от конструкции бетононасоса меняется и принцип работы. Из миксера смесь попадает в автобетононасосный бункер, после чего она перекачивается по бетоноводу в необходимое место. Бетоновод-стрела может быть различной длины, от метра до нескольких десятков метров. Заливка может осуществляться и с помощью еще одного устройства доставки смеси к требуемому месту. Это трубопровод магистрального типа. Он состоит из металлических труб и собирается на объекте строительства.

Схема работы гидравлического бетононасоса.

Удобство заключается в том, что всегда можно увеличить длину трубы до нужной длины. Трубопровод заканчивается специальным рукавом, сделанным из резины, его еще называют хоботом. С его помощью можно изменять направление подачи раствора при бетонировании. С помощью магистрального трубопровода, как правило, осуществляется заливка фундамента в подвалы, поскольку использование стрелы в данном случае использовать нельзя в силу присутствия там линий электропередач.

Какими бывают насосы для бетона?

Тип насосов может быть различным: гидравлическим, механическим. Кроме того, конструкция бетононасосов для подачи бетона тоже может отличаться. Таким образом, существуют поршневые насосы и беспоршневые, стационарные и передвижные.

Что касается поршневого типа, принцип его работы заключается в том, что всасывание раствора происходит из бункера, а в обратном направлении происходит толкание смеси в бетоноводную трубу. Главным плюсом является гидравлика данных устройств. В них скорость подачи бетонной смеси является почти неизменной, поскольку работа бетононасоса, точнее, поршня, происходит плавно с большим ходом.

Схема бетононасоса с механическим приводом.

Таким образом, движение смеси по бетоноводу происходит равномерно без различных скачков. Это позволяет снизить сопротивление перемещения раствора, следовательно, мощность двигателя может быть меньше, чем в шатунном бетононасосе и механическом. Бетононасос, работающий на гидравлике, позволяет перемещать бетонную смесь на довольно большое расстояние и высоту. В сравнении с приводом механического типа гидравлика создает в бетоноводе довольно большое давление.

Поршневой бетононасос, как правило, чаще выходит из строя, поскольку поршни изнашиваются раньше. Происходит это из-за трения, носящего постоянный характер. Трение происходит по причине присутствия в смеси микрочастичек и молочка, проникающих в промежуток между поршнем и цилиндром. В сравнении с бетононасосами на гидравлике устройства механического типа выходят из строя быстрее, так как число циклов у поршней гораздо больше.

В двухцилиндровом бетононасосе поршневого типа подача бетона может осуществляться постоянно, что дает возможность обеспечивать попеременную закачку раствора в цилиндры. Что касается устройства с одним цилиндром, его работа происходит с перерывами, поскольку происходит пульсация раствора от максимального значения давления к минимальному (аналогично поршневому движению).

Схема прицепного бетононасоса: 1 – автошасси, 2 – блок цилиндра, 3 – приемный бункер, 4 – привод бетононасоса, 5 – кожух.

В бетононасосах на гидравлике поршневого типа специальным наполнителем является вода или минеральное масло, обладающее достаточно сильным давлением, обеспечивая быструю загрузку бетонного раствора.

Роторный насос для бетона не содержит поршней. Его устройство заключается в наличии корпуса с ротором, расположенном внутри, на котором имеются покрытые резиной толкающие и прижимные ролики. В роторе имеется также специальное покрытое резиной отверстие, в котором находится армированный шланг из резины.

Данный вид бетононасосов используется, как правило, в тех случаях, когда объем работы не слишком большой. В тех местах, где присутствует частое армирование, этот вид усложняет укладку бетона. Главным, но единственным минусом данного агрегата является маленький срок службы шланга независимо от производительности самого устройства. Повреждение происходит щебнем, который является в данном случае заполнителем бетонной смеси.

Типы агрегатов

В зависимости от того, как работают бетононасосы, их разделяют на несколько разновидностей. Перекачивание жидкости проводится с помощью эжекции, мембран, центробежной силы и т.д.

Работа поршневой системы

Поршневой насос – это наиболее востребованное оборудование, которое состоит из цилиндров и поршней. При их передвижении проводится захват и выталкивание перемещаемой среды. Бетон находится в специальных бункерах, емкостью 12-15 кубических метров, что обеспечивает беспрерывную работу. В бункер монтируется дополнительное перемешивающее устройство/, что исключает возможность расслоения смеси.

Цилиндр и приемник насоса связываются между собой с помощью заслонки, которая открывается при обратном ходе поршня, что обеспечивает поступление бетонной смеси. Если наблюдается прямой ход поршня, то это приводит к выталкиванию в бетонопровод смеси.

Часто установку называют гидравлический насос, так как движение поршней обеспечивается благодаря гидравлическим цилиндрам. Регулировка потока масла в них проводится распределителем. Шиберы открываются и закрываются с помощью гидравлики.

С помощью оборудования обеспечивается хороший напор бетонной смеси, так как он имеет большую производительность.

Работа роторной системы

Оборудование имеет простую конструкцию. Его работа основана на методе выдавливания бетонной смеси. Оборудование состоит из приемного бункера, ротора, который оснащается роликами и приводом, корпуса.

По сравнению с поршневой системой роторный насос создает меньшие пульсации на выходе. Оборудование создает минимальное количество шума при работе, что обеспечивает удобства его эксплуатации. Установки имеют небольшой вес и габариты, что гарантирует их удобную эксплуатацию.

Недостатком роторных систем является то, что они не могут транспортировать смесь с крупными включениями. По сравнению с поршневыми конструкциями они создают меньший напор. Гибкая часть напорного участка достаточно быстро изнашивается.

Работа насоса

Бетононасос перекачивает свежий раствор из открытого бункера в замкнутое пространство бетонопровода, проложенного внутри распределительной стрелы. Рассмотрим детально принцип работы насоса. С помощью системы поршней или роликового механизма, внутри стрелы нагнетается давление и раствор проталкивается по каналу. На выходе из бетоновода присоединён гибкий шланг, манипулируя которым рабочий может осуществлять максимально точную подачу раствора.

Большинство современных АБН оснащены двухпоршневой системой. В бункере есть 2 отверстия, к которым подключены параллельные трубы. В этих трубах движутся цилиндры, то всасывая раствор в трубу, то выталкивая его обратно в сторону бункера. Когда труба с первым цилиндром полностью заполнена раствором, он начинает движение в сторону бункера и отверстие закрывается поворотным клапаном или шибером. Он представляет собой участок трубы между каналом движения поршня и бетоноводом.

Поршень возвращаясь в бункер, толкает раствор в шибер, который перенаправляет смесь в стрелу. Когда канал первого цилиндра опустошён, канал второго в этот момент полный. Шибер перемещается и соединяется с каналом второго поршня. Второй цилиндр выдавливает раствор в шибер, пока первый снова заполняется смесью. После опустошения второго канала шибер возвращается к первому, и работа продолжается по циклу. Благодаря такой схеме производительность автобетононасоса в м3/ч может достигать 200 кубометров.

Перемещение бетона

Использование автобетононасоса или стационарного варианта актуально ввиду того, что готовый бетон не может долго стоять и по прошествии времени теряет свои характеристики. Поэтому там, где нужно залить большие объемы вручную, просто невозможно приготовить нужный объем и быстро его использовать. Таким образом, подача через бетононасос становится единственным вариантом качественной и быстрой заливки.

На площадку бетон доставляют в бетоносмесительной конструкции, прикрепленной к автомобильному шасси. В железной емкости вращаются лопасти по часовой стрелке, двигая раствор внутрь. Обратный процесс подталкивает смесь по лопастям в сторону выгрузного отверстия.

Основные преимущества привлечения смесителя:

  • Возможность сохранить однородность раствора, избежать расслоения структуры.
  • Постоянное перемешивание смеси, что позволяет сохранить все технические характеристики раствора даже при небольших задержках.
  • Приготовление нужного объема раствора одной порцией и поддержание его в оптимальном состоянии (чего нельзя сделать вручную).

Объем бочки миксеров в среднем равен 5-9 кубическим метрам, в машине есть специальный погрузочный лоток для поступления смеси к объекту. Для подачи непосредственно в нужное место используют трубопровод, который дает возможность подавать раствор горизонтально/вертикально с применением одного механизма, выполнять работы в труднодоступных местах.

Трубопроводная техника включает в категорию машины для подвода бетона, отдельные виды строительной техники. Отдельные единицы спецтранспорта предполагают монтаж бетононасоса на базу автомобиля, а также применение полноповоротной стрелы.

Благодаря такой технике удается перевозить и подавать жидкий раствор в вертикальном, горизонтальном положении. Без таких агрегатов невозможно осуществить многоэтажное строительство, подать раствор к труднодоступным местам.

Особенности

Схема поршневого инструмента одностороннего действия.

Для запуска в работу используется специальное цементное молочко либо же особая пусковая смесь химическая. Цементное молочко можно изготовить непосредственно на самой площадке строительной при помощи нескольких мешков цемента и воды.

Трубы можно нарастить на нужную длину, которая значительно превышает вылет стрелы. На конце же трубопровода расположен особый резиновый рукав, который зачастую называется хоботом. Такое устройство дает возможность маневрировать в процессе бетонирования. Магистральный трубопровод применяется для подачи бетона непосредственно на фундамент, в подвалы дома, именно туда, где использовать стрелу совершенно невозможно из-за присутствия на объекте определенных линий электропередач.

Схема прицепного инструмента: 1 – Автошасси, 2 – Блок цилиндра, 3 – Приемный бункер, 4 – Привод, 5 – Кожух.

Инструменты различаются по своему типу, они могут быть механическими и гидравлическими, а по конструкции же насоса они бывают поршневыми и безпоршневыми, стационарными либо же выполненными на базе автомобиля.

Благодаря этому очень сильно снижается сопротивление перемещения смеси в бетоноводе, что дает возможность использовать двигатель намного меньшей мощности, нежели в самой конструкции с механическим или же шатунным приводом. Гидравлический способен перемещать смесь бетона на очень большую высоту и дистанцию. По сравнению с подобными приводами механическими гидравлические создают необычайно большое давление в бетоноводе.

Бетононасос с приводом поршневым подвержен износу поршней из-за постоянного трения, который вызывается особыми микрочастичками бетонной смеси и молочка цементного, проникающими прямо между стенками поршней и самого цилиндра поршневого. Износ с приводом механическим происходит намного быстрее, нежели у подобных гидравлических, потому что они имеют намного меньший запас хода поршней, и вынуждает их выполнять намного большее число циклов для достижения необходимого давления в бетоноводе.

Першневой с двумя цилиндрами способен подавать бетон практически постоянно и непрерывно, что обеспечивают попеременные такты закачки самого бетона в цилиндры. Бетононасос же с одним цилиндром работает с некоторыми перерывами, потому как подаваемая им смесь бетона в бетоноводе пульсирует от максимального к самому наименьшему давлению, точно так, как движется и сам поршень.

В гидравлических поршневых в качестве специального наполнителя выступает вода либо же минеральное масло, которое имеет довольно сильное давление и обеспечивает быструю закачку бетона.

Роторный, который относится к беспоршневым, устроен таким образом, что внутри него есть специальный корпус, внутри которого расположен ротор с закрепленными на нем специальными толкающими и прижимными роликами, которые покрыты по всему периметру резиной. В корпусе ротора есть специальное отверстие обрезиненное, в котором непосредственно расположен специальный армированный резиновый шланг.

При вращении ротора в определенную сторону покрытые резиной специальные ролики прижимают шланг, при этом продвигая бетонную смесь прямо по шлангу, начиная от приемного бункера и заканчивая бетоноводом. Конструкция роторного обеспечивает довольно равномерную подачу бетона, в том числе и более жесткого, потому что пробки в них устраняются очень быстро переключением насоса на функцию реверс. Однако производительность роторных довольно небольшая.

Такие используются при довольно незначительных объемах работ, а именно на тех участках, где подача и укладка бетона значительно усложняется слишком частым армированием. Основным недостатком совершенно любой производительности является слишком быстрый износ шланга, который повреждается заполнителем смеси бетонной, в частности таким, как щебень.

Работа

Установка стационарного на специальную платформу либо же в кузов грузовика не может обеспечить ему мобильность, потому как его можно лишь перевозить с одного участка территории на другой. Полноценным бетононасосом является автомобильный, потому что он является уникальной в своем роде конструкцией, которая располагается непосредственно на шасси автомобиля и зачастую усиливается намного большим числом шасси, чем стандартная серийная версия автомобиля подобного назначения. Работа является намного более совершенной, потому что она обеспечивает постоянную подачу бетона и мобильность самой конструкции.

Важным элементом такой конструкции является наличие специальной раскладной стрелы бетоновода, которая состоит сразу из нескольких отдельных колен, каждое из которых является неподвижным. Повороты, а также подъемы каждой отдельной секции каждой стрелы осуществляются при помощи специального особенного управления и позволяют придать подобной конструкции необходимое положение и сразу же начать непосредственную заливку бетона. Существуют бетоноводы со стрелами самой различной длины, которые обеспечивают легкость и маневренность управления.

Автобетононасосы

Автобетононасосы относятся к специальной строительной технике и необходимы для подачи бетона в труднодоступные места, когда подъезд автобетоносмесителей затруднен. Автобетононасос может подавать бетонные растворы не только по горизонтали, но и по вертикали. Максимальный размер стрелы автобетононасоса составляет 64 метра и он относится к промышленной спецтехнике. Стоимость этих насосов не один десяток миллионов рублей, соответственно и цена аренды за смену также велика.

Но как же быть, если составы требуется подать на более дальнее расстояние? Решение имеется!

Автобетононасосы — применение в строительстве

Для таких целей применяются линейные автобетононасосы, принцип работы заключающийся в подключении к стреле или бункеру дополнительной магистрали, состоящей из 3-х метровых труб, крепящихся хомутами. Длина прокачивания при помощи такого типа автобетононасоса может варьироваться до 200 м. Монтаж, демонтаж и промывка бетоноводов производится силами заказчика.

На борту обычно располагается до 80 метров бетоновода, а если требуется большее количество, необходимо заказывать дополнительный транспорт, что Вы как понимаете увеличит стоимость аренды.

При работе автонасоса должна быть организована централизованная поставка, чтобы избежать схватывания растворов внутри магистрали, что может привести к его порче.

Условия работы автобетононасоса

Заказывая автобетононасосы нужно надлежащим образом подготовить площадку. В зависимости от длины стрелы АБН, также и меняются размеры данной площадки. В среднем для ходовых насосов размеры площадки составляют 6 х 9 метров.

Более того, для линейного типа АБН уже недостаточно той пусковой химической добавки, которая включена в ценник обычного насоса.

После расстановки насоса и раскладывания магистрали, лицу ответственному за приемку бетонной продукции необходимо приобрести у производителя цементное молочко, либо закупить два мешка цемента, которых как правило достаточно для запуска. Оператор скоординирует прораба относительно необходимых действий.

Автомобильный

В этом случае речь идет об автомобиле с насосной станцией и бетоноводами. Такой вид строительной техники значительно удобнее, маневреннее и подходит для труднодоступных территорий. Главной частью автомобиля является бетонный бункер и выдвижная стрела с вылетом 20-60 метров.

Бетон, находящийся в бункере, перекачивается в трубы, через которые смесь подается из гибкого рукава стрелы. В итоге раствор попадает строго туда, куда требуется. Однако нужно учитывать, что для осуществления подачи требуется двое строителей. Один из них осуществляет управление стрелой, а его напарник, контролирует подачу.

Одним из плюсов такого оборудования является высокая производительность автомобильного бетононасоса, который способен выдавать больше 90 м3  смеси в час. Также не потребуется никакого дополнительного оборудования для транспортировки машины до места стройки. Но благодаря таким характеристикам и стоить спецтехника будет дороже. Также стоит учитывать, что бетон в этом случае может подаваться на меньшую высоту и длину.

Это три типа бетононасосов, которые используются в строительстве

Однако при выборе техники стоит обращать внимание и на другие особенности

Руководство по изготовлению насоса своими силами

Хотя покупка бетононасоса доступна, его можно изготовить самому. Он будет дешевле и с меньшей мощностью. При аккуратно выполненной работе и правильной эксплуатации бетононасос окажется полезным. Обычно выбирают поршневое устройство, а не использование шнека.

Из чего сделать поршневой бетононасос своими руками

Для работы нужно подготовить схему бетононасоса. Чтобы приступить к созданию устройства потребуются:

  • Стальной лист толщиной 5 мм. Из него изготавливают поршневую камеру.
  • Необходимо выбрать цилиндр и поршень.
  • Определяются с типом механизма. Это может быть мотор или гидравлический привод. Первый легче монтировать, второй — более производительный.
  • Подбирают редуктор, который обеспечит преобразование вращения оси мотора в поступательные движения поршня.
  • Делаются обратные клапаны. Их изготавливают из высококачественной стали.
  • Шкворень нужен для присоединения к механизму.
  • Сварная рама станет основой механизма.

Круглые детали делают на токарном станке, дотачивая до нужных размеров. Затем с помощью шлифовальных кругов тщательно подгоняют под размер труб. Клапаны присоединяют шуруповертом.

Что нужно знать для изготовления поршневой группы и цилиндра

Чтобы сделать цилиндровый механизм, потребуется выбрать трубу или заготовку, диаметром не меньше 400 мм, при этом длина хода должна составлять 50 см или больше. Детали не могут иметь шероховатостей. Если эти условия не выполнить, то шланг для оборудования не выдержит нагрузку, что приведет к раннему износу бетононасоса.

Этапы работы

Бункер поршневого бетононасоса

Этапы работы над созданием бетононасоса:

  1. Нужно проработать чертеж будущего механизма. Иногда можно взять готовые чертежи при условии, что они подходящие. Необходимо выбрать нужный вид цилиндра. Учитывают, что ход поршня должен быть не менее 0,5 м, а диаметр такой, чтобы обеспечивалась подходящая мощность. Она будет тем выше, чем уже диаметр поршня.
  2. Проводится подгонка цилиндров и поршня для их точного прилегания друг к другу. От тщательности подготовки зависит качество сборки.
  3. Выбрать тип привода. Электромеханический дешевле и проще монтируется, гидравлический более производительный и дорогой.
  4. Выполняется установка редуктора. Этот узел преобразует вращательное движение в поступательное.
  5. Производится монтаж шкворня. Наиболее прочным будет тот, который сделан из легированной стали. Это камера с обратными клапанами. В неё поступает раствор, который затем выталкивается в трубопровод. При этом на каждом этапе процесса клапаны блокируют одну из выходящих в камеру труб.

Процедура сборки выполняется в такой последовательности:

  1. Сначала делается основа конструкции.
  2. На неё устанавливают двигатель.
  3. К нему прикручивают редуктор, закрепляемый болтами.
  4. Выполняется сборка и установка преобразовательного узла.
  5. Этот механизм соединяют с поршнем и редуктором.
  6. К электрическому двигателю подключают кабель.

Выполнив каждое действие точно и аккуратно, в итоге можно получить самостоятельно изготовленный бетононасос.

Созданное своими руками оборудование станет надёжным помощником на стройке. При аккуратной работе и точной подгонке деталей можно сделать бетононасос, который прослужит владельцу много лет.

А вы знали?

Бурдж-Халифа, 828 метров.

Cейчас в Москве и области наблюдается повышение активности в строительной отрасли, потому аренда бетононасоса становится все популярнее. Такое оборудование незаменимо, когда требуется построить многоэтажный дом или залить фундамент, имеющий сложную форму. Машина для подачи бетона на высоту избавит от необходимости изготовления цементной смеси, обеспечит экономию времени. Yет необходимости покупать дорогостоящий бетононасос, использование которого нужно не так часто. Аренда бетононасоса позволит заказать АБН только на время выполнения работ, что получится совсем недорого. К тому же, при аренде можно выбрать подходящий по параметрам бетононасос, заплатив при этом минимальную цену.

Устройство и предназначение системы

У основания стрелы расположена насосная станция. Рядом находится приемный бункер, куда загружается состав из миксера автобетоновоза. Конец распределительной системы оборудован резиновым хоботом. Его длина 4-8 метров, а предназначен он для выгрузки бетонной смеси. Основание стрелы установлено на шарнирную стойку. Она способна разворачиваться по горизонтали, в действие приводится с помощью блока управления. Работа автобетононасоса заключается в следующем:

  • в приемный бункер выгружается бетонная смесь из миксера бетоновоза;
  • насосная станция закачивает раствор в систему;
  • под давлением, состав перекачивается по трубам, и выгружается в конечную точку.

Место выгрузки может находиться как на высоте, так и внизу. Если не требуется подавать бетон на верхние этажи здания, а нужно залить опалубку фундамента, и к ней подъехать невозможно, наращивают трубы и состав перемещается по данной магистрали. Такая трасса собирается на месте. Трубы в местах соединения скрепляются зажимами. На конец надевается резиновый хобот.

К этим действиям прибегают только в том случае, когда нет возможности использовать стрелу. Например, если между автобетононасосом и опалубкой находится определенная преграда (линия электропередач, всевозможные строения).

Нередко бывают ситуации, когда заливать бетон надо на первом этаже. В данных случаях можно заказать стационарный агрегат. Используя сборную трассу, залить состав без стрелы – вполне реально. Перед загрузкой системы, для работы насоса, потребуется пусковая смесь.

Более подробную информацию о работе насосной системы можно прочитать в специальном разделе, там же описаны условия аренды. Если вас все устраивает, ознакомьтесь с ценами, и воспользуйтесь услугами компании «Автобетоново».

Свяжитесь с нашим менеджером, специалист поможет разобраться во всех нюансах. В тексте всего не изложишь, и если вам что-нибудь непонятно, обращайтесь. Опытный специалист ответит на любые вопросы.

Виды установок


Стационарные бетононасосы

В строительной отрасли эксплуатируются несколько разновидностей бетононасосов, что регламентирует ГОСТ ISO 21573-1-2013. Они могут различаться по следующим характеристикам:

Вид двигателя

Стационарные агрегаты могут работать на дизельном или электрическом моторе. Техника, оснащенная электродвигателями, как правило, применяется на закрытых стройплощадках.


Электрическая установка

Однако у нас она не пользуется особой популярностью из-за отсутствия доступа к электричеству, что характерно для многих строительных площадок. Поэтому более популярными являются модели с дизельными двигателями.


Дизельный агрегат

Тип привода


Принцип работы бетононасосов с двумя типами проводов

Работа бетононасосов может осуществляться при помощи механического или гидравлического приводов. На сегодняшний день большинство моделей оснащены именно гидравлической системой. Она может обеспечить создание большего давления, что приводит к увеличению мощности насоса и дистанции, на которую можно транспортировать смесь.

Также к достоинствам гидравлики можно отнести увеличенный и более плавный ход рабочего поршня, обеспечивающий равномерное перемещение смеси по бетоноводу.

Конструкция насоса

Для подачи бетонного раствора применяются поршневые и роторные бетононасосы. Выбор вида оборудования производится исходя из конкретной задачи.

Поршневые бетононасосы

Принцип действия — происходит всасывание раствора, после чего возвратным движением поршня бетон выталкивается в бетоновод. Поршневые агрегаты обладают большей производительностью по сравнению с роторными.

Но они подвержены быстрому износу из-за проникновения внутрь механизма бетонного молочка и мелких частиц наполнителя. Также к недостатку подобной системы можно отнести неравномерность подачи раствора, что во многих случаях неприемлемо.


Устройство поршневого бетононасоса

Роторные бетононасосы

Бетонная смесь в этих агрегатах продвигается к бетоноводу при помощи покрытых резиной роликов, закрепленных на роторе. Такая система дает возможность применения смесей с заполнителем крупной фракции.

Бетононасосы, работающие по этому принципу, отличаются низким уровнем шума. При образовании заторов из бетонной смеси, внутри бетоновода можно запустить реверс (движение раствора в обратном направлении).


Схема роторного бетононасоса

Предназначена роторная техника, как правило, для небольших объемов работы. Такие агрегаты удобнее использовать на объектах, где при бетонировании производится частое армирование. В роторных системах насущной проблемой является повышенный износ шлангов, который повреждается заполнителем, особенно щебнем.

Важной деталью насосной системы является шибер. Он обеспечивает доступ смеси в бетоновод или, наоборот, перекрывает дорогу

Применяется три разновидности таких клапанов:

Применяется три разновидности таких клапанов:

  1. С-образный.
  2. S-образный.
  3. Рок-шибер.

Первые два вида клапанов производятся из стали и чугуна, последний — исключительно из чугуна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние системы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: