Исполнение государственной функции ГПН
Деятельность регламентируется Положением, утвержденным Правительством РФ No 290 от 12. 04.2012 года. Оно отредактировано 09.10.2019. Здесь расписан порядок осуществления контроля должностными лицами.
Пожарно-профилактическое обслуживание объектов
Проводиться с целью не допустить возгорания, а если ЧС случилась, то для ликвидации последствий.
В таблице представлен пример:
Цели и задачи пожарно-профилактического обслуживания объектов |
Выполняемая работа |
Разработка мероприятий, позволяющих устранить причины появления возгораний | Проверка, в каком состоянии находиться охраняемый объект и контролирование производимых действий. |
Ограничение распространения огня и организация условий для эвакуации | Госнадзор обследует помещение фирмы, вручает предписания и приказы. |
Создание процесса, позволяющего вовремя обнаружить пламя. Быстро вызвать специалистов и погасить его | Проверка исправности средств для ликвидации возгорания, доставки воды, систем извещения. |
Чтобы обо всем узнать подробно, следует скачать образец Положения «О федеральном надзоре».
Положение
Контроль выполнения требований пожарной безопасности
Осуществляется на наблюдаемых объектах постоянно. Надзором занимаются органы ГПН. Главный вид работы пожарной инспекции – проверки. Это позволяет контролировать соблюдение норм безопасности, обнаруживать нарушения.
В них включено следующее:
- проверка, в каких условиях содержатся объекты строительства;
- контроль над проведением организационных мероприятий, позволяющих обеспечивать пожарную безопасность;
- насколько правильно произведен монтаж инженерно-технического оборудования;
- в каком состоянии находятся эвакуационные пути, а также выходы. Работают ли средства спасения граждан;
- готовность сотрудников предприятия действовать при появлении пожара;
- содержится ли ПО в соответствие с нормами;
- в каком состоянии средства защиты;
- ведется ли противопожарная пропаганда и обучение персонала;
- есть у организации лицензия, официальные документы, дающие право выпускать изделия, соблюдая меры безопасности.
Инспектор, проводивший контроль, по результатам проверки составляет отчет. Это требование законодательства РФ. Если было определено нарушение, виновных находят, они привлекаются к административной ответственности.
Контроль систем противопожарной защиты
Отделы ФПС МЧС РФ ведут надзор за их работоспособностью.
На ГПН возлагаются следующие обязанности:
- контролировать за соблюдением требований пожарной безопасности во время монтажа техники, поступающей в организацию;
- обследовать системы, установленные на объекте по части ПБ и сертификации;
- принятие участия в согласовании документации для эксплуатирующихся установок;
- находиться в комиссиях по взятию систем в работу на предприятии;
- вести контроль функциональности и ремонта оборудования;
- участвовать в расследовании сбоев техники;
- заниматься обучением оперативного персонала;
- консультировать людей, разрабатывающих проектную документацию;
- трудиться в комиссиях по проверке функциональности систем пожарной защиты.
Каждый день контролирует работу технических средств ПЗ личный состав подразделения ФПС МЧС РФ, в ведении которого находиться объект. Сотрудникам требуется обладать знаниями. Сведения записываются в служебный журнал.
Если правила ПБ регулярно нарушаются, инспектор вправе приостанавливать деятельность организации до момента, пока проблемы не будут исправлены.
Права и обязанности инспекторов
Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.
Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.
Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.
Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.
Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.
Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.
Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.
Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.
Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.
Это интересно: Водолазные работы
Задачи профилактики ПБ
Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.
Основные задачи
К основным задачам можно отнести:
- Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
- Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
- Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
- Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
- Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
- Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.
Задачи лиц ответственных за пожарную безопасность
Руководитель предприятия – это лицо, которое соответствующим письменным приказом назначает работника, отвечающего за противопожарную безопасность. Список основных задач, которые выполняются данным работником, можно вывести из его прав и обязанностей, к которым относятся следующие пункты:
- Организация, ликвидация и проведение реорганизации пожарных подразделений объекта.
- Оперативно предлагать органам власти меры, связанные с улучшением противопожарной обстановки.
- При возгорании, ответственный работник берёт на себя процесс изучения причин пожара и предлагает меры, направленные на устранение этих причин.
- Поощрение других работников или сотрудников, активно принимающих участие в обеспечении ПБ.
- Получение любой информации, которая касается ПБ. Информация может запрашиваться и у нижестоящих, и у вышестоящих инстанций. Помимо этого, информация поступает от государственных пожарных органов.
- Тесное сотрудничество с государственным пожарным надзором (с его представителем).
В целом, список обязанностей ответственного лица за ПБ выглядит достаточно внушительным:
- Соблюдение требований и нормативов правил противопожарной безопасности.
- Выполнение законных требований вышестоящих руководителей из профильных органов. Также работник должен учитывать все поступающие постановления и предписания.
- Проведение пропаганды борьбы с возгораниями и пожарами.
- Организация обучения рабочего персонала главным правилам ПБ.
- Контроль исправного технического состояния систем пожаротушения.
- Пресечение использования не по основному назначению систем пожаротушения.
- Сотрудничество с различными пожарными подразделениями.
- Предоставление общих сведений о пожарной профилактике и состоянию объекта или предприятия.
- Организация тушения возникшего пожара.
- Организация эвакуации, при возгорании.
- Создание условий для представителей государственного пожарного надзора, которые желают посетить предприятие и осуществить его проверку.
- Поддержание движения добровольных пожарных дружин.
- Предоставление руководства, связанного с объектной ПО (пожарная охрана).
У ответственных за пожарную безопасность лиц очень много работы и поэтому на данную должность обычно назначают грамотных, коммуникабельных, строгих и деятельных сотрудников.
От ответственного за пожарную безопасность ожидается, что он будет хорошо знать и соблюдать существующие правила ПБ.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Кто может проводить пожарную проверку
В соответствии с п.1 Постановления правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.
В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь при себе служебное удостоверение,
- действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).
ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию
Права и обязанности проверяющих
Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.
К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):
- проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
- беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
- организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
- при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
- инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
- предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
- расследование пожаров и совершенных нарушений,
- составление протоколов о выявленном административном правонарушении.
Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):
- своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
- строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
- инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
- проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
- проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
- ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
- проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
- умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
- четкое соблюдение сроков процедуры,
- внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
- инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.
Приложение
В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.
В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.
В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.
В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.
К умеренным относятся сооружения, если в них одновременно может находиться до 50 человек; если высота зданий меньше 15 метров; дачные товарищества, которые расположены вдали от лесопосадки.
Класс низкого риска – стоянки для машин, киоски, временные постройки. Правда, иногда объекты могут переходить из одной категорию в другую.
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники); (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) военнослужащих федеральной противопожарной службы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники). В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Части восьмая — девятая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации. Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ) В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Части тринадцатая — четырнадцатая утратили силу. — Федеральный закон от 01.04.2005 N 27-ФЗ. Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом. (часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Кто такой инспектор ГПН
Специалист ведет надзор за компаниями, предпринимателями, не зависимо от вида деятельности.
Обязанности
У инспектора ОГПН они следующие:
- своевременно выполнять собственные функции, предупреждая возможные нарушения правил пожарной безопасности;
- знать нормативные акты РФ, правильное их применение;
- контролировать мероприятия, чтобы они соответствовали законам России;
- разъяснять информацию по ПБ, посещая объекты;
- давать данные о результатах инспекции в управление;
- проводить мероприятия по фактам найденных нарушений, соответствуя с тяжестью угрозы для жизни и окружающей среды;
- не позволять, чтобы права лица, у которого осуществляется инспекция, были ущемлены;
- доносить данные о том, как пользоваться нормативными актами в сфере ПБ;
- не допускать разглашения коммерческой тайны организации.
Это главные обязанности инспектора пожарного надзора.
Полномочия
Основные полномочия.
Должностное лицо является офицером МЧС. Полномочия специалиста переплетаются с обязанностями.
Они следующие:
- инспектор пожарного надзора занимается обследованием любого объекта;
- ему разрешено беспрепятственно заходить в разные постройки, даже если это частные дома ИЖС, имея сведения о нарушениях правил ПБ;
- давать указания руководителям объектов хоздеятельности, исполнительной власти;
- специалист уполномочен остановить производство, если обнаружит несоответствие предписания;
- вызывать начальников, директоров, требовать документы, касающиеся нарушений правил пожарной безопасности;
- налагать штрафы на служащих объектов, применять административные взыскания.
Многие пункты полномочий дублируют обязанности. Прочтя справочную книгу инспектора пожарного надзора, о них можно узнать подробнее.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации
В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Какие документы проверяются при проверке
Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:
- организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
- лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
- декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
- техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
- иные бумаги, имеющие отношение к проверке.
Что самое сложное в работе?
Инспекторам Министерства по чрезвычайным ситуациям приходится работать в условиях скоротечно происходящих социально-экономических преобразований в стране
Представители малого и среднего бизнеса не в полной мере осознают важность и необходимость соблюдения требований технического регламента при осуществлении производственной деятельности. Это приводит к упрощенческому подходу к обеспечению ПБ на предприятии, что создает условия для возгораний и аварий
Проблемным вопросом является расширение видового состава и количества подлежащих проверкам объектов. В ряде случаев уровня подготовки инспекторов ГПН оказывается недостаточно, чтобы квалифицированно оценить состояние ПБ организации. Ограниченный штат подразделений не позволяет в полном объеме охватить поднадзорную территорию, из-за чего срываются графики контроля, проверки проводятся поверхностно и формально. Некоторые предприниматели просто отказываются пускать офицеров на территорию предприятия.